ЗМЕИНАЯ СВАДЬБА и ДЕНЬ РОССИИ
Говоря о совпадении древних языческих и современных «светских» праздников, мы забыли рассказать прошедшем 12 июня «ДНЕ РОССИИ».
В русском языческом календаре на этот день, а также предшествующую ему и следующую за ним ночи, приходится весьма важный, но почему то игнорируемый современными родноверами праздник – «ЗМЕИНАЯ СВАДЬБА» или «ЗМЕЕВИК».
В народном календаре – день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу. Во многих населенных пунктах до сих пор остались «прóклятые места» – так называемые змеиные горки.
Вереницы змей ползут по лугу, свиваются на лесных колодах. Не пытай в этот день судьбу. Послушай, как притихла земля, не ходи в лес, не тревожь густых трав, остерегись. От укушения змеи в Исакия Змеёвника ни один колдун не может заговорить. Семиглавый змей ведёт сегодня свою свадьбу змеиную.
Это праздник зачатия былинного князя (бога) Волха/Вольги, родоначальника и патрона волхвов, охотников, разведчиков и разбойников. В былине сказано о происхождении Волха/Вольги от Лютого Змея [Горыныча]: «Ходила-гуляля молода княжна/ Марфа Всеславьевна,/ Она с каменю скочила на Лютова на Змея <Горынича>;/ Обвивается Лютой Змей/ Около чебота зелен сафьян,/ Около чюлочика шелкова,/ Хоботом бьет по белу стегну,/ А втапоры княгиня понос понесла,/ А понос понесла и дитя родила». В славянском фольклоре рождение героя от Змея является довольно распространенным сюжетом. При этом, связь Змея и смертной женщины «вообще не считалась грехом и воспринималась положительно, поскольку в результате ее рождались юнаки <…> Детей, рожденных от Змея, считали героями, юнаками или людьми, обладающими необыкновенными, но положительными свойствами – огромной силой, способностью отвращать градовые тучи, убивать алу и других демонов. Многие болгарские и сербские исторические лица <в том числе и русская царская династия Романовых> считались сыновьями змея».
Согласно поверьям южных славян: «Беременность женщины, вынашивающей змея, протекает ненормально долго – 11, 15, 20 месяцев или три года. Ребенок-змей т.н. змейчето (болг), рождается с крыльями под мышками (ю.-слав.), от рождения обладает необычайной силой и начинает ходить на второй или третий день (макед.). Узнав о рождении змейчета, ночью собирались девять или двенадцать девушек или старух, молча пряли пряжу и шили ему однодневную рубашку, чтобы закрыть крылья (болг., макед.); после облачения ребенка в такую рубашку, он получал огромную силу и мог воевать с алами (болг.). При рождении змея мать ребенка должна выйти ночью нагой на крышу дома и крикнуть: «Слушайте люди! У меня родился маленький царь на земле!».
Для лечения от змеиных укусов традиционно применялись некоторые травы. В Воронежской губернии, растравив рану, кладут на неё черторыз (гадючник, таволга), о котором говорят, что чёрт перегрыз у него главный корень, а бог отрастил несколько малых корешков. Владимирцы прикладывают к ране изжёванный корень любистка и ужачки. В Сибири – ужавник, в других местах – медуницу, тёртый свежий корень конского щавеля. В старину вытопленное из убитой змеи сало служило целительным средством от рожистых воспалений. Змеиную шкуру тоже прикладывали к болящему, изведенному нарывами телу. С этого, змеиного, дня садят бобы, перед посадкой вымачивая их в «озимой воде», натаянной из мартовского снега, собранного заранее по лесным оврагам. «Уродитесь, бобы, и крупны, и велики, на все долина старых и малых, на весь мир крещёный!» – приговаривают огородники, сажая их. Бобы сажают с надеждой на бобовое толокно да бобовые каши. Сваренные и остуженные бобы лучше ячменя очищают желудок.
Поговорки и приметы:
В этот день нельзя убивать змею. Если убить змею и повесить на березу, пойдет дождь. Идут поездом в этот день змеи ползучия на свадьбы змеиныя. Средь ряски – змеиные пляски. С этого, змеиного, дня садят бобы, перед посадкой вымачивая их в «озимой воде», натаянной из мартовского снега, собранного заранее по лесным оврагам. А еще бытует присказка: «Чужую беду на бобах разведу, а к своей ума не приложу». Магдалена кукушку присылает (белорус., католич.).
0 comments