Еловые ветви в русском погребальном обряде
По некоторым русским погребальным обычаям (в том числе современным, как деревенским, так и городским) принято по пути от дома к кладбищу устилать дорогу ветками, чаще всего еловыми; их бросают перед гробом, иногда строго вслед за гробом, и дают этому действию разные объяснения. В частности, на Смоленщине это делали для того, чтобы "указать покойнику дорогу, по которой он будет ходить домой в течение сорока дней": "Покойника вязуть, и сзади сядить человек и кидаеть [еловый лапник]. Дорожку ему, говорять, делать, показывать, куда идить домой. Домой будеть ходить сорок дней". В Костромской области это действие называлось "разметать дорогу" и совершалось для того, "чтобы покойный дорогу обратно знал".
Несколько иное объяснение записано во Владимирской области: "Покойник умрет, дорожку делали. Ельничка наломают, накидают, а летом цветов накидают по дорожке перед домом"; "Утром, перед тем как выносить, идут в лес, ломают ельник, раскладывают его. Прокладывают дорожку, чтоб его нести". В этом случае скорее прокладывается покойнику путь от дома на кладбище (на "тот" свет), чем указывается путь возвращения; ср. архангельское верование: "Елками дорогу делают покойнику, чтоб он дорожку-то на тот свет видел". Наконец, в ряде свидетельств этому действию уже придается прямо противоположный смысл, оно понимается как способ преградить умершему обратный путь домой: "Старуху хоронили, нарубили лап до реки, а дальше трудно, да и не придет уже через реку-то"; "Ветки еловые покойнику стелют, чтобы не вернулся, чтобы ереси никакой не было, обряд такой, чтобы человеку не виделось, не казалось. А то некоторым видится"; "Круг дома обкладывали лапки еловыё. Ёлка - она крестиком. Он и не подойдет. Ведь не он ходит, нехороший ходит"; "Сейчас ветки покойнику кидают, а раньше старики говорили все - только утопленникам и удавленникам кидают... Чтоб им дорога была колючая, что они самоубийцы".
(По статье С. М. Толстой "Мотив посмертного хождения в верованиях и ритуале")
0 comments