Волосы, как средоточие волшебной силы
Усаживаясь на камень, мифическое существо, которое только что вышло из воды, тем не менее, в первую очередь "плещется, моется", иногда с мылом моет ноги, купается. Акт омовения, соотносимый с представлениями о воде как о первоначале, согласно древним воззрениям, возвращает рассматриваемый персонаж к исходной чистоте. Посредством ритуального омовения им всякий раз обретаются некие первозданные свойства, достигается возрождение (Аверинцев 1980: 240; Маковский 1996: 250): "Прикосновенность к воде всегда влечет за собой регенерацию: с одной стороны, потому что растворение сопровождается новым рождением, а с другой - поскольку погружение оплодотворяет и приумножает жизненный потенциал" (Элиаде 2000: 228). Приумножив этот потенциал, мифическое существо приступает к манипуляциям со своими волосами. Волосы же - средоточие жизненной силы, или души, их обладателя.
Они всегда распущены, что служит знаком ничем не ограничиваемых проявлений их жизненной, и прежде всего магической, силы. Распущенные волосы имеют в обряде то же магическое назначение, что и развязанные узлы, открытые двери и ворота, отпертые замки. Напомним, с распущенными волосами отправляются на Лысую гору ведьмы, с распущенными же волосами приступают к магическим действам колдуньи. Это предписание основывается на древних представлениях: наличие в волосах узла или чего-либо иного их стягивающего отрицательно скажется на эффективности обряда (Фрэзер 1980: 276). Магическая сила персонажа зависит и от длины его волос, поэтому волосы у рассматриваемых мифических существ всегда длинные: до пояса, до колен, до пят, до этых мест, до самой воды, туды так, дак и конца я не видел и пр. Распущенные по плечам, они скрывают облик видения. Иной раз оно состоит как бы из одних волос: "Волосы длинные, до колен, а больше ничё не понять" (НА КарНЦ РАН 178:N263. Пряжинский р-н, 1986); "волосы, распущенные по плечам. Только что одна личность видна, а волосы по всему" (Там же 23: N 503. Пудожский р-н, 1969). Согласно народным верованиям, в волосах содержится магическая и - шире -жизненная сила мифологических персонажей (подробнее см.: Криничная 1988: 45, 150 - 151; Пропп 1946: 122, 281). Соответственно, водяная дева, которая выходит из воды "вся в волосах", предстает как воплощение жизненной, и прежде всего магической, энергии. Характер этой энергии, положительной или отрицательной, в какой-то мере определяется цветом волос. Однако в дошедшей до нас традиции волосы у мифических существ преимущественно черные: "чёрны-пречёрны, очень чёрные". Иногда и их обладательница "чёрная сама такая". Черной подчас оказывается даже вода, из которой она появляется.
ВОДНОЕ БОЖЕСТВО: МАГИЯ РАСЧЕСЫВАНИЯ ВОЛОС КАК ПРЕДПОСЫЛКА К СОТВОРЕНИЮ БЫТИЯ (ПО СЕВЕРНОРУССКИМ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ), Н. А. Криничная.
0 comments