Оставьте Перуна славянам! (статья Скрытня Волка)
Ныне становится модным мнение, будто не было у славян такого божества, как Перун – громовержца, дарителя жизни, покровителя воинов и защитника правды. Приводятся разные аргументы (в ряде случаев вообще не приводятся), самым популярным из которых является заимствование оного божества у литовцев или у варяжских дружин Рюрика. Будто ожили вновь основатели норманизма, для которых не могло быть у славянских дикарей ничего своего. Но давайте рассмотрим несколько обстоятельств:
I. Божества схожие с Перуном по функциям и созвучнию имен были в самое разное время у самых разных народов: Парджанья индийцев (расцвет которых пришелся на II тыс. лет до н. э.), Пирва хеттов (первые упоминания II – середина I тыс. лет до н. э.), Пирруа палайцев и лувийцев (малоазиатские народы жившие на рубеже III – II тыс.лет до н. э.), Перкунас балтов, Паркунс пруссов, Фьоргун (мать громовержца Тора) у скандинавов и германцев. У греков «пирос» обозначало «огонь». Интереснсная получается картинка: восточнее славян есть божество Парджанья, юго-восточнее – Пирруа и Пирва, на юге есть «пирос», с запада и северо-запада глядят Фьоргун и Перкунас-Паркунс, а у наших предков, находящихся точно в центре этих культур – никакого Перуна нет! С чего бы? Такое было бы возможно при наличии трех обстоятельств: если бы славяне не относились к индоевропейской семье (это исключило бы возможность развития пантеона, аналогичного индоевропейским), если бы они жили в труднодоступной резервации и если бы наши предки на момент появления Рюрика были бы примитивнее всех указанных народов.
НО… Славяне – общепризнанные индоевропейцы; область, ограниченную реками Одер (территория нынешней Германии) и Днепр (современная Украина) с запада и востока, а с севера и юга – Балтийским и Черным морями весьма обширна и легкодоступна для любого переселенца; а третий пункт… О-о-о, это же бальзам на больные сердца норманистов, посаженные в неравных боях за будущее германского народа: как же, славяне настолько примитивны, что даже для создания верований должны были побираться богами! И кабинетные потомки велимудрых скандинавских берсерков тычут в базовый принцип заимствования, который заключается в том, что заимствует ВСЕГДА только более примитивный у более развитого. Принцип справедлив, не спорю: в самом деле, зачем вам, к примеру, простое каменное рубило, которое неандерталец сделал за 25 ударов, если вы умеете за 250 ударов создать идеальный наконечник копья и насадить его на древко? Вот только по отношению к славянам IX – X веков определение примитивные не подходит! Я не буду вступать в долгие перечисления достоинств нашего народа, укажу только на три факта:
А) Знаменитые замки, которые иностранцы так и называли – «русские» активно шли на экспорт в Западную Европу, имевшую собственные мастерские и цеха и пользовались немалым спросом;
Б) Жители просвещенного востока, дабы завладеть драгоценными харалужными мечами, не брезговали рыться в могилах русских воинов, погибших от эпидемии во время второй каспийской кампании князя Игоря Рюриковича;
В) В «Паннонском житие Константина Философа» (иначе – Кирилла, автора «кириллицы») сообщается, что в Херсонесе он видел книги, написанные русскими письменами. Это было во время его поездки в Хазарию, т.е., около 860 г., в то время как его миссионерство по славянским народам (в ходе которого и была создана кириллица) началось двумя-тремя годами позже.
Ничем таким на тот момент не могли похвастаться ни литы, ни пруссы, ни прочая земголла! Так кто у кого тогда должен был заимствовать Паркунса?
II. Заимствование у варягов? Хорошо, рассмотрим пантеон варягов и их ближайших соседей: Белбог, Генниль, Годраг, Жива, Заря, Зевана, Курент, Пизамар, Подага, Поревит, Поренут, Припегала, Прове (Проно, Праве), Пурувит, Радигост, Родомысл, Ругевит, Рунвит, Сварожич, Светан, Святовид (Свентовит, Световид), Сива, Тригла (Триглава), Триглав, Турупит, Флинц, Цица, Чернобог, Черноглав, Ютробог, Яровит. Ну, где Перун? Есть конечно, схожие по имени – Поревит, Поренут, Проно, Пурувит, Припегала. Поревит и Пурувит – это один и тот же бог в разных произношениях. (По предположению К. Швенка) он представлял собой осенне-зимний цикл.
Изображался пятиликим, чего за Перуном на Руси не замечали. Д. Хитреус отоджествляет Поревита/Баровита с Меркурием, который был богом торговцев у греков. Функции Поренута неизвестны. Д. Дудка предположил, что его имя сродни польскому poronic – «родить». Изображался четырехликим, держащим пятое лицо на груди. На Перуна похоже только спьяну. Про Припегалу хронисты говорят, что он – дублирует функции Приапа (бога мужского полового органа), я же допускаю, что его имя происходит от слова «припекать», что роднит этого бога с Ярилой – божеством солнца и плодородия у восточных славян. Проно более всего похож на Перуна: однокоренное имя и функция правосудия. Но он лишен воинских атрибутов и нигде не говорится о его причастности к войне или грозе! Если бы варяги занесли его культ восточным славянам, то мы бы имели не бога грозы и войны, а скромного божка типа скандинавского Форсети.
«И от тех Варягов прозвалась Русская земля. Новгород, его люди есть новгородцы от рода варяжского, но прежде были словенами» - сообщает Радзивилловская летопись. Эти слова можно расценить, как свидетельство генетического и культурного породнения новгородских словен и варягов. Вот уж где культ варяжского Перуна должен цвести буйным цветом! А нет: более чем через сотню лет после призвания Рюрика в Северную Русь воевода Добрыня (дядя князя Владимира) СИЛОЙ насаждал перунопочитание.
А Крещение? «И прииде къ Новуграду архиепископъ Аким Корсунянинъ, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзъше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ; и заповеда никому же нигде же не прияти. И иде пидьблянин рано на реку, хотя горънци вести в город; сице Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ: «ты, рече, Перунище, досыти пилъ и ялъ, а ныне поплови прочь»; и плы со света окошьное.» (Иоакимовская летопись). Это в то время, когда в далеком Киеве за сброшенным в реку Перуном бежала толпа и кричала: «Выдыбай, Перуне! Выдыбай!» (Повесть временных лет).
Как видите, если уж заимствование – то куда более раннее, чем IX век. И уж точно не варяжский импорт.
III. Рассмотрим теперь возможность появления Перуна у славян. Это могло произойти в трех периодах.
А) Период появления вооруженных сил. Если ранее основной ударной силой являлись охотники, имевшие значительный опыт в обращении с оружием, выслеживании и умерщвлении зверя, а каждый член общины во время опасности становился ополченцем, то теперь в обществе выделилась прослойка, специализирующаяся исключительно на вооруженных конфликтах, за что получавшая в мирное время «паек», а в военное – исключительные права на трофеи. У такого преобразования три очевидные выгоды:
- потери среди ратников не убавляли в числе производителей общины, тем самым не ставилось под угрозу ее благополучие;
- в случае опасности не тратилось драгоценного времени на мобилизацию населения: рать должна быть готова к бою в любой момент, иначе она становится бесполезной;
- свободное от боев время ратники оттачивают боевые навыки, что делает их бойцами намного более совершенными, чем охотники.
Мне это напоминает эволюцию оружия. Есть много предметов, предназначенных исключительно для умерщвления (копье, палица и т. п.) или тех, что могут быть использованы для оного (нож, топор, молот и пр.), но ни один из них не обладает всем спектром технических особенностей длинноклинкового оружия (меча и сабли), которые делают его особенно смертоносным (к примеру долы или ребра для предотвращения деформации или переменный угол заточки лезвия), и ни для какого другого предмета не придумано столько приемов и ухваток. И, тем не менее, и меч и сабля предназначены ТОЛЬКО для боя с человеком: ими сложно охотиться и свежевать тушу, невозможно рубить деревья, для подсобных работ они также малопригодны.
Те из вас, кто пробовал себя в клиночном бою, подтвердят мою правоту. И вот ситуация: есть много предметов убийства, а появляется меч, годный только для этого, и этот самый не универсальный предмет становится требуемым и быстро распространяется! Вытеснили же у египтян прямые сефты национальное оружие – серповидные хопеши! Как появился меч, предназначенный только для боя с человеком, как появились воины, живущие только ради боя, так же должен был появиться и бог, покровительствующий им. [Замечу, что персональный небесный патрон – явление частое. Примером онго являются история Египта (с его разделением на номы – области) и история Греции (с ее фиасами – тайными братствами)]. Поскольку у многих народов (включая славян) с боем ассоциировалась гроза, то и с выбором покровителя, я думаю, проблем не возникло.
У славян военная знать выделилась ок. 2800 г. до н. э. Это – первая возможность появления Перуна.
Б) Ок. I тысячелетия до н. э. человек освоил навык обработки железа. Это дало толчок для развития во многих отраслях, в т. ч . и военной. Примерно это же время отмечается постройкой славянами горных капищ, посвященных, по мнению Б.А. Рыбакова богу неба Сварогу и божеству грозы – Перуну. Это – вторая возможность появления Перуна.
В) По мнению С. Алексеева, у славян в V в. н. э. существовали юношеские воинские союзы с ярко выраженным культом волка. Эти союзы жили отдельно от селений и лишь зимой ходили в полюдье за положенной им данью (есть версия, что это и положило начало колядованию с его пожеланиями благ щедрым хозяевам и угрозами скупцам). У них была своя идеология, мораль и свои обряды, связанные с культовым зверем, войной и кровь. Назывались члены таких союзов бойниками. Тут мы видим выражение культа Ярилы (Яростного, Волчьего бога). Но бойницкие союзы постепенно преобразуются: они либо регрессируют в разбойничьи банды (без особых культов и традиций), либо прогрессируют в княжью дружину, где уже важны не молодость и ярость, а опыт и трезвый рассудок воина. При такой перемене приоритетов, меняется и бог-покровитель. Вот в это время – V – VI века н. э. третья возможность для появления культа Перуна.
IV. Славянские корни Перуна.
«Согласно реконструкции голосового аппарата неандертальцев, проведенной Ф. Либерменом и Э. Крелином, самые древние из них обладали лишь 10% речевых возможностей современного человека из-за отсутствия камеры-резонатора в верхней части горла (находки в Ла-Шапень-о-Сен). Но эволюция не стоит на месте, неандертальцы преобразовывались анатомически вплоть до превращения в кроманьонцев, и речевой аппарат прогрессировал вместе с ними (у африканских неандертальцев он был совершеннее, у ближневосточных – почти современным, а у кроманьонцев уже были все возможности речи, известные нам сегодня).
Опираясь на эти факты, я склонен предполагать, что много современных понятий, схожих по звучанию и смысловому значению корней, ведут свое начало от неких универсальных слов времен ранних неандертальцев (ок. 150 тыс. лет назад). Исходя из того, что следы первых культов зафиксированы именно во времена Homo sapiens neandertalensis (в том числе и проживавших на территории языковых предков славян (Малая Азия, район Анатолии), территории протославян (между реками Одером, Днепром, Дунаем и Припятью) и на землях Древней Руси), я предполагаю, что представления о некоторых славянских божествах зародились еще в ту эпоху».
«Перун. Корень общего понятия: «пер», «пр». Однокоренные слова – переть, распирать, напирать, перо, перст, пря, первый/-ая/-ое, правота, правда, прок, пере- (приставка). Большинство понятий говорит о приложении силы – давлении и ударе. [ Вспомним английское «power» - сила. Из песни слова не выкинешь, даже если учесть, что современный английский язык по своей сути жаргон – смесь кельтского-бретонского, англо-саксонского (германского) и офранцуженного норвежского наречий]. Нелишне вспомнить и о том, что на Украине «перун» обозначает, собственно, гром, треск, грозу. Еще я полагаю, что от корня «пр» происходит слово «парень».
«Пря» издавна являет собой конфликт – от устного спора до боевого столкновения. Влияние корня «пр» заметно в понятиях обозначающих сам вышеуказанный конфликт – «против», «противник», «противодействие», «противостояние» и т.п. Приставка «пере»- (которую, я полагаю, не стоит сбрасывать со счетов) в ряде случаев обозначает столкновение (напр. «переплет», «перехват») или любое действие, в котором участвует сила (напр. «переворот»). Инструментами приложения силы являются: у человека – персты (пальцы), а у птицы – перо (его необходимость для полета можно оценить, наблюдая за линяющими птицами).
Слово же «прок», означающее «польза», «результат деятельности», могло происходить от понятия военной добычи. «Есть еще одна группа однокоренных слов – это «правда», «правый», «правильный», «право», «справедливость». Все они указывают на некоторые нормы поведения, законы (стоит вспомнить о том, что «Правдой» в Древней Руси именовался кодекс законов), которые, опять-таки, защищались, в частности, силовыми методами. » (Рябинка (Лифантьева Ю.В.)). В эту группу можно так же добавить понятия с общим смыслом «делать правильным», такие как «управлять» (своей властью не допускать несчастий и неправоты) и «исправлять» (устранять недостатки; на неживом предмете – доработкой, у живого человека – судом и справедливым наказанием, которое могло быть как управой, так и расправой)».
Взято из «Азбуки начинающего язычника» (моего труда).
К чему это? Хотел указать, сколько существует ныне и существовало раньше слов, схожых по корню и смыслу с именем и функциями Перуна. Вы все еще полагаете, что бог, которого принесли чужеземные рати, и которого они выбросили через сто лет мог оставить столько прочных понятий в русском языке?
Еще. Я понимаю, что функции Перуна дублируют Род и Ярило – первый повелеванием грозой и установлением законов, второй – воинственностью. Однако, как называли наши предки военное столкновение? «Бой», «битва», «рать», «пря», «брань». Ничего не заметили? «Пря» и производное от нее «брань» – однокоренные понятия со именем «Перун». В РУССКОМ ЯЗЫКЕ НЕТ СЛОВ С КОРНЯМИ «РД» ИЛИ «ЯР», КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ С ВОЙНОЙ. «Ярость» - происходит от обозначения «яр» - энергия, и применяется не только к боевым столкновениям, но и к охоте, и к быту. «Рать», по мнению Вл. Иванова обозначает присягу (дополню – возможно, присягу своему роду, откуда и образовалось слово). А слова «бой», «битва» и все производные от них не относятся ни к Перуну, ни к Яриле, ни к Роду. И, опять же, часто используются в быту. В то время, как «пря» и «брань» – четко к конфликтным ситуациям.
V. Просто так, для тех, кто любит с умным видом рассуждать о заимствовании Перуна от «чухонцев».
Ругательством финнов и в наши дни является «Сатана-Перкелла». Ну, «Сатана» - след христианского «просвещения», а вот Перкелла (Пергола) вам никого не напоминает? Превратить имя своего бога в ругательство не способны заставить даже века христианства: случаи таких преобразований единичны, куда чаще встречается дальнейшее почитание (хотя часто и без способности объяснить кого на самом делепод этим именем чтут). А стали бы финны сами делать имя бога нарицательным с негативным смыслом? Вряд ли. Тем более, что у них есть свои бог грозы – Укко. А вот другой пример в истории известен: очень часто, боги некого народа в сказках его врагов превращаются в злых духов или оппозицию родному пантеону. Пример – титаны Греции, бывшие божествами пеласгов до вторжения прочих племен – дорийцев, ахейцев, эолийцев и пр. Или дасы аборигенов Индии, превратившиеся у арийцев-покорителей в демонов. Вывод простой: «чухонцам» Перкелла был богом враждебным, но часто попадающимся. И кому же должен был покровительствовать этот кошмар Суоми? Латышам? Литовцам? До них еще на другой берег Балтийского моря плыть надо! А вот славяне со своим Перуном всегда под боком жили!
Общий вывод: в первом пункте я доказал, что Перуна могли заимствовать у славян, но никак не наоборот; во втором пункте я объяснил что варяги к появлению Перуна у славян отношения не имеют; третий пункт рассказал о возможности появлени Перуна у наших предков; четвертый - представил вашему вниманию славянские корни Перуна; а пятый – раз и навсегда разбил теорию о «чухонском» происхождении нашего Громовержца.
Посмотрите теперь на такой расклад: в древности славяне верили, что Перун (конкретное добро) сражается с Чернобогом (конкретным злом) и побеждает его, а в современном язычестве добро и зло считаются относительными и взаимно-необходимыми, мораль объявлена христианским ханжеством, Перун – пришлым богом, а Чернобог – всеблагим сотворцом вселенной и ее обновителем, ее второй законной половиной! Вам не кажется (лично мне уже давно понятно),что некое черножопое божество (не обольщайтесь, я про Чернобога) старается взять реванш через умы родноверов?
Список литературы:
«Азбука начинающего язычника». Лифантьев С.С.
«Древний Восток. У начала истории письменности». Варга Домокош.
«Книга мечей. Холодное оружие сквозь тысячелетия.» Ричард Бертон.
«Матерь Лада». Д. Дудко.
«Мировое древо Иггдрасиль. Сага о Вельсунгах». / В. Звиняцковский, Ю. Кулишенко, Б. Ярхо // Состав. В. Звиняцковский.
«Славянская Европа V-VI в.в.» Алексеев С. В.
«Тайны древних русов». Ю. Д. Петухов.
«Язычество древних славян». Б. А. Рыбаков.
Радзивилловская летопись.
Иоакимовская летопись.
Повесть временных лет.
Калевалла.
0 comments