Уровень медицины полабских славян.

,March 9, 2015

В учебниках и прочих книгах, выражающих "официальное мнение серьёзной науки", историю древности обычно преподносят в одном определённом ракурсе. Стараются доказать логичность и необратимость исторических процессов, благотворное влияние "цивилизации" и верность того пути по которому эта самая цивилизация развивалась. Мол, было так, потому так должно было быть, иначе до сих пор сидели бы мы все в пещере у костра и думали, как пережить зиму. Так, например, все мы со школьных лет знаем, что восточную Европу в раннем средневековье заселяли дикие неразвитые славянские племена, пока не пришли шведы и не показали убогим, что такое государство. Потом пришли греки и научили свету высокой культуры и верной религии, а до этого и не было ничего. Точно так же и в Германии. Заселяли её восточную часть раньше совершенно дикие и необузданные люди, которые хлебали щи лаптями, а при виде грома падали ниц и приносили в страхе человеческие жертвы. Потом пришли крестоносцы и устранили этот якорь, тормозивший развитие европейской цивилизации.

И действительно удалось: почти никаких следов от той культуры теперь не осталось. Но по тем немногим, что до сих пор то и дело находят археологи, некоторое представление об уровне этой тёмной языческой цивилизации всётаки можно получить.


Отдельный интерес представляют славянские телесные захоронения 10-12вв., так как только по ним можно получить важную информацию об уровне медицины того времени.



Вот, к примеру, череп женщины из поселения Занцков, возле Деммина, одного из главных городов чрезпенян.



Как видно, женщина страдала парадентозом. Но интересно не это, а то, что в результате операции ей были вставлены передние зубы, для чего была применена металлическая пластина и цементообразное замазочное вещество. Сначала зубы были с помощью замазки прикреплены к металлической пластине, саму пластину хирургическим путём "вживили" в челюсть, замазав с задней стороны той же цементообразной замазкой.



Причём прошла операция успешно, и женщина прожила ещё несколько лет с этими вставными зубами. Учёные пришли к выводу что цель операции была чисто косметической. Как это несхоже с распространённым стереотипом о грязных, вонючих людей средневековья, с прогнившими зубами! Хотя нет, наверное, всёже схоже. Ведь это единственный известный пример подобной операции в средней Европе в средневековье! Не у культурных немцев, французов или англичан, а у мекленбургских славян-язычников.



Однако наибольший интерес представляют сложнейшие операции на черепе - трепанации. Они известны и в гораздо более ранние времена - так например черепа с трепанациями известны и у культуры мегалитов в том же Мекленбурге. И если цель их и не полностью ясна, и предполагается, что они имели мистический и культовый характер, то о сложности подобных операций говорить излишне. Достаточно увидеть результат.



Череп из поздне-славянского погребения в Ланкен-Гранитц, остров Рюген. После операции пациент прожил ещё много лет, рана зажила.
У полабских славян известны 3 трепанации черепа, кроме уже упомянутой в Ланкен-Гранитц на Рюгене, ещё в Альт-Букове, в землях ободритов и в Сиксдорфе, в землях лужицких сербов. Двое из троих пациентов пережило операции. Процент, согласитесь, даже в таком случае совсем не плох.
Кроме собственно трепанации, у балтийских славян известна так же и трепанация символическая. Пациенту в этом случае не полностью удалялась часть черепа, а лишь надрезался или соскрябывалася верхний слой кости.



мужской череп с символичной трепанацией, из захоронения в уже упомянутом выше поселении Занцков.



Считается, что подобным образом могли "лечить" получивших в бою ранения головы. Хотя культовое предназначение в этом случае выглядит более убедительно.



Понятно, что делались такие сложнейшие операции только каким то особенным высокопоставленным людям. Причём. видимо, делались они тоже какими то уж очень особыми и искустными специлистами, люди ведь их переживали! Но вот кем? Думаю, наиболее вероятно, что проводились они языческими жрецами. Прямых средневековых свидетельств об подобных практиках у славянских жрецов не сохранилось. Но прекрасно известно, что жрецы кельтов были искустны во врачевании и предсказаниях. Найдена даже могила кельсткого жреца с набором хирургических инструментов. В силу общей схожести языческих культур кельтов и славян, можно предположить, что и у славян хирургческие операции проводили жрецы. Косвенно на связь язычества с медициной говорит и само

русское слово знахарь - "знающий" (ср. ведьма - "ведающая" ), а так же и сохранившаяся почти до наших дней практика лечить различные заболевания "народной медициной" - по сути самыми что ни на есть языческими средствами: лечебными травами, заговорами и т.д. В средние века и более позднее время церковь наиболее жестко боролась именно с такими проявлениями "колдовства" - костры инквизиции знают все. Именно в таких народных ведунах - лекарях христиане видели для себя наибольшую опастность, в то время, когда с идолами в церквях и множестве языческих народным земледельческих праздников они всётаки мирились. Не потому ли, что сельские знахари так напоминали им ненавистных языческих жрецов и имели бОльший, нежели церковь, авторитет у местного населения? Не удивительно, что техника проведения таких сложных, как трепанация, операций исчезла сразу с принятием христианства - когда под корень были уничтожено жречество.



Зачастую можно услышать укоры, мол всё это фантазии, домыслы, а про славянских жрецов на самом деле у нас никаких сведений, кроме пары строк в хрониках нет. Да и те написаны их злейшими врагами и скорее всего необъективны. Однако, кое-какие факты всёже имеются - и трепанация хороший тому пример. Сложнейшие и успешные хирургические операции известны славянам язычникам и в тоже время неизвестны христианам немцам. После принятия христианства ничего подобного на этих землях найдено не было. Не сложно сложить два и два, не правда ли?
К связи язычества и медицины у славян можно добавить и некоторые письменные свидетельтва. Например, зафиксированную у восточных славян в новое время веру в то, что языческие идолы могут излечить от болезней. Так же, показательно, что когда в только что принявшем христианство поморском городе Щецине разразилась эпидемия чумы, жители города восприняли её, как месть Триглава, чей идол был незадолго до этого свергнут христианами.



Можно пойти и ещё дальше, и задаться вопросом, а не связаны ли терзающие с средневековья Европу повальные эпидемии напрямую с тем, что вместе с уничтожением языческого жречества в Европе, были утрачены и накапливаемые тысячелетиями медицинские знания?



Открыл для себя и ещё один интересный момент. Часто путешествуя по северной Германии мне всегда бросалось в глаза следуещее - все эти земли изобилуют историческими памятниками двух типов: славянкие городища и мегалиты. Конечно, культуры эти безусловно разные, и мегалиты известны далеко за пределами расселения славян. Но вопрос в другом: живя в непосредственной близости от мегалитов славяне просто не могли не обращать на них внимания. Но как они ими воспринимались? Внушали ли суеверный страх, как впоследствии христианам, или же к ним относились как к могилам предков, а может и вообще почитали, как большие камни, старые деревья, реки, горы и другие примечательные природные памятники? Ответ на этот вопрос найти не просто, так как никаких сведений об этом не сохранилось. Однако, в случае с трепанированным черепом с Рюгена, кажется начинает прослеживаться кое-какая связь. Так как именно в Ланкен-Гранитц, месте где был найден этот череп, находится самая большая и эффектная группа мегалитов на Рюгене. Могло ли быть захоронение такого особенного человека, удостоившегося и перенесшего сложнейшую ( и видимо культовую) операцию случайным по соседству с древними мегалитами? В глазах язычника - едва ли. А если добавить к этому, что в самих мегалитах так же были погребены люди с трепанированныеми черепами...
Ещё несколько свидетельств о уровне трепанаций у средневековых славян- Первое письменное упоминание об успешных операциях черепа у славян
содержится в хронике Галла Аннонима, когда в конце XI или начале XII вв. Болеслав Кривоустый
однажды отправился на коне против поморян и здесь еще более прославил свое имя. А именно:" он с такими силами и с такой яростью осаждал и штурмовал грод Междуречье 50, что в течение немногих дней принудил горожан к сдаче. Там стольник Войслав 51, отважный воин, был так ранен в голову, что его с трудом спасла от смерти искусная операция врача, удалившего обломки костей."
ХРОНИКА И ДЕЯНИЯ КНЯЗЕЙ ИЛИ ПРАВИТЕЛЕЙ ПОЛЬСКИХ-http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Gall/frametext2.htm
По теме можно прочесть- Анучин Д.Н. Амулет Из Кости Человеческого Черепа И Трепанация Черепов, В Древние Времена, В России. – М., 1895- http://www.arheolog-ck.ru/Anuchev-1895.pdf
Труд видного русского ученого Дмитрия Николаевича Анучина (1843-1923) – географа, антрополога, этнографа, археолога, музееведа, основоположника научного изучения географии, антропологии и этнографии в МГУ.
труд доктора исторических наук, М.Б. Медниковой "Трепанации в древнем мире и культ головы", М.: Алетейа, 2004.
В книге доктора исторических наук М.Б.Медниковой собрана информация о самых загадочных и древних операциях, производившихся в прошлом, - о трепанациях черепа.
Автор прослеживает возникновение и географическое распространение трепанаций в Старом и Новом Свете; обсуждает причины операций - медицинские и ритуальные; рассматривает вопрос об истоках ритуалов в первобытном обществе.



Информация по трепанациям есть в двух книгах.



1. J.Herrmann - Slawen in Deutschland, Berlin, 1985. Стр. 62-63.



Там есть упоминание 3 трепанаций у балтийских славян:в Alt-Bukow(Мекленбург, между Рериком и Висмаром), Lanken-Granitz (Рюген)и Sixdorf (между Магдебургом и Халле, средняя Германия), а так же упоминания трепанаций в Словакии, Богеми и Моравии.



Тут можно скачать сканы страниц с описанием трепанации из этой книги:
http://depositfiles.com/files/e9pnlz35c



2. V. Schmidt - Lieps : die slawischen Gräberfelder und Kultbauten am Südende des Tollensesees, Lübstorf, 1992.



Это исследование, посвящённое славянским захоронениям на озере Липс ( возле Neubrandenburg). Описание трепанации из захоронения 96 находится в каталоге на стр. 89. Так же фото этой трепанации в таблице 21( taf. 21).



Тут можно скачать сканы страниц с описанием трепанации из этой книги:
http://depositfiles.com/files/qhfdr2294



Текст статьи- http://nap1000.livejournal.com/tag/трепанации
Также использованы материалы- http://smelding.livejournal.com/403205.html


Источник

Share: