Указ о запрещении колдовства

,July 8, 2015

История Рязанского края: Неизвестный Указ 1653г. о запрещении колдовства в рязанских и других городах


В России осуждалась и преследовалась любая магическая практика и колдовство последовательно запрещалось духовными и светскими властями1. Каноническую основу позиции к колдовству составили переводные византийские Номоканоны (Кормчие), содержащие различные патристические сочинения и определения поместных и вселенских соборов.

С ХVI в. статьи о колдовстве появляются и в светском законодательстве, в частности, в постановлениях Стоглавого собора 1551 г. С ХVII в. преследование колдовства приобретает регулярный характер и сохранилось значительное число следственных дел2. Борьба с народной религиозностью являлась составной частью программы очищения церкви, обновления православия, которую разделяли несколько патриархов. Патриарх Филарет, стремившийся воссоздать идеализированную им церковь времен Стоглавого собора, жестко наказывал нарушителей церковной дисциплины3 и предпринимал меры по истреблению неканонической литературы4. Наиболее полное развитие идеи исправления церковной традиции получили в период патриархата Иосифа, и их формирование обычно связывают с так называемыми «ревнителями древнего благочестия».

В 40-е г. ХVII в. последовала серия указов, нацеленных на укрепление благочестия5, в том числе в 1648 г. указ царя Алексея Михайловича о запрещении «бесовских игрищ» и колдовских ритуалов6.

Интересно, что годом раньше статья о наказании колдовства была опубликована в составе переводного памятника, не имеющего законодательного значения: «Учение и хитрости ратного строения пехотных людей» И. Вальдгаузена (М., 1647). Но в столь важном юридическом кодексе, как Соборное Уложение 1649 г., отсутствует непосредственное осуждение колдовской практики. На колдунов могли распространяться статьи Уложения об «умысле» на государево здоровье и о «богохульниках».

--------------------------------

1 Ард. Попов. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1904.Ч. 1; Ryan W. F. The Bathhouse at Midnight: An Historical Survey of Magic and Divination in Russia. University Park, Pennsylvania, 1999. Особенно страшны были колдуны, вступившие в связь с дьяволом (Журавель О. Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск, 1996)
2 Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси ХVII столетия. (Материалы по истории медицины в России. Т. 3). СПб., 1906; Рождественский Н. В. К истории борьбы с церковными беспорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту ХVII в. // ЧОИДР. 1902. Кн. 2. Отд. IV. С. 1–31; Zguta Russel. Witcraft Trials in Seventeenth-Century Russia // American History Review. Vol. 82. ¹ 5. December 1977. Р. 1187–1207; Kivelson V. Patrolling the Boundaries: Witchcraft Accusations and Household Strife in Seventeenth-Century Muscovy // Harvard Ukrainian Studies. Vol. XIX. 1995. S. 302–323.
3 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою Комиссиею (Далее – АИ). Т. 3. ¹ 93.
4 Примером может служить следственное дело дьяка Семена Григорьева, уличенного в чтении книги Рафли. (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою Экспедициею (Далее – ААЭ). Т. 3. ¹ 176; Турилов А. А., Ченцов А. В. К изучению «отреченных» книг // Естественно-научные представления Древней Руси. М., 1988. С. 111–140).
5 ААЭ. Т. 6. ¹ 19, ¹ 321, ¹ 324.
6 Иванов П. Описание Государственного Архива старых дел. М., 1850. С. 296–299; Харузин Н. К вопросу о борьбе Московского правительства с народными языческими обрядами и суевериями в половине ХVII в. // Этнографическое
обозрение. 1897. ¹ 1. С. 143–151.


----------------------------------------------------------------

Представленный ниже царский указ 1653 г. продолжает линию указа 1648 г., но связан по времени с другим патриархом, только что вступившим на престол Никоном. Его церковно-обрядовая реформа призвана была в том числе усилить духовный контроль в обществе, и тема колдовства, безусловно, была актуальна для этого направления.

Важно отметить, что при всей многочисленности указов и статей о колдовстве единой санкции за применение магии установлено не было. Каноническое право предписывало различные по тяжести епитимьи вплоть до отлучения от церкви. В «Учение и хитрости ратного строю» речь шла о сожжении колдунов. Уложение 1649 г. устанавливало сожжение «богохульников». Другие документы светского законодательства говорили о телесных наказаниях.

В указе 1653 г. первоначально, судя по черновому отпуску, нарушителям указа грозили кары государства, но не оговаривалось какие именно. Очевидно, при составлении грамот произошла конкретизация санкций и было внесено правило сожжения. Важно отметить, что в указе говорилось о нанесении ущерба колдовством, но возможность колдовства еще не выводилась из связи с дьяволом. Эта линия была продолжена в законодательстве первой половины ХVIII в., где были объединены нанесение ущерба, связь с дьяволом и сожжение7. Таким образом, указ 1653 г. не только дает возможность воссоздания более полной картины законодательной базы в ХVII в. в преследованиях колдовства, но и проясняет источники законодательства последующего столетия.

1653 (161) г., января 14. Указ царя Алексея Михайловича о запрещении колдовства и хранения отреченных книг и заговоров8

161 генваря 14
Указал государь послать грамоты во все в те городы, которые ведомы в Розряде [велеть в городех воеводам и приказным людем]9
Въдомо государю учинилося, что в городъх и в уездех и в селех и в деревнях многие незнаючие люди, забыв страх Божии, [смертнои]10 и не помятуя смертнаго часу, коренья держат и травы отравные и теми кореньми и отравными людей портят многими розличными порчами и заговорные еретические [держат]11 отреченные книги держат и костьми ворожат. И государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, // милосердуя о тех погибших заблужих душах, велет им свои государев милостливой указ известить, хто с нынешнего ево государева указу от таких злих богомерских дел не отстанут, о[т]реченых и еретических книг заговорных не сожженных преж и хто учнет коренья держать и травы держать и траву чинить и костьми ворожить, хто учнет к ворожом ходить и тем злым людем, врагом Божиим, того б государь великои жестоко казнил без пощады [и домы]12

РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Оп. 13 (Приказной стол). Стб. 203. Л. 466– 467. Черновой отпуск.

--------------------------------

7 Лавров А. С. Колдовство и религия в России. М., 2000. С. 347–376; Смилянская Е. Б. «Суеверие» и рационализм властей и подданных России XVIII века // Европейское Просвещение и развитие цивилизаций в России. Материалы международного научного коллоквиума. Саратов, 2001. С. 219–224 (в печати).
8 Печатается по черновому отпуску: РГАДА. Ф. 210 (Разрядный Приказ). Оп. 13 (Приказной стол). Стб. 203. Л. 466–467.
9 зачеркнуто
10 зачеркнуто
11 зачеркнуто
12 зачеркнуто---------------------------------



Комментарий:

Приведен в оригинале статьи по гиперссылке в начале поста (сноски 13-30)

1653 г., 9 февраля. Грамота на Тулу с указом о запрещении колдовства31

От царя, государя и великого князя Алексея Михайловича на Тулу Осипу Уварьевичу Сухотину.
Как к тебе ся наша грамота придет и ты на Туле всяких чинов служилым и жилетцким людем у приказные избы сказати не одиножды и в торговые дни велел биричем прокликати не по один день.

Въдомо нам учинилось, что на Туле и в Тульском уезде многие незнающие люди, забыв страх Божии, и не помятуя смертного часа, и не чая себъ вечные муки, держат у себя отреченные и еретические и годателные книги и писма и заговоры и коренья и отравы, и ходят к вядуном и к ворожеямь и на гадателных книгах костьми ворожат. И тъмь кореньемь и отравы и еретическими заговоры многих людей портят и от тое их порчи многие люди мучатся розными болезньми и помирают. И мы, великий государь, милосердуя о тъхь погибшихь и заблудшихь // душахь, которые такое злое дъло делают, не помня страха Божия, велель имь нашь государев милостливои указ сказати, чтоб они с нынешнего указу от таких от всьх злыхь и богомерских дъль отстали, а у ково какие отреченные и еретические писма были и они б тъ писма сожгли и в нынешний в Великои пость ко отцомь духовнымь приходили безо всякого сумнения и впредь никаких богомерскихь дъль не держали и ть отреченные и еретические писма и заговоры и гаданья и книги и коренья и травы пожгли и к ведуномь и к ворожеямь не ходили и никакова ведовста не держались и костьми и инымь ничьм не ворожили и людей не портили.

------------------------------------

13-30 Перечень сносок дан в оригинале
31 РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб. 203. Л. 463–465. 9 февраля 1653 г.


----------------------------------


А которые люди с сегоднешнего указу от такихь злыхь и богомерскихь дель не отстануть и от отреченных и еретическихь книг и писмь и коренья // и отравы не сожгут и после нынешнего нашего указу отреченные и еретические книги и писма и коренья и отравы учнут у себя держать или учнут к вядуном и к ворожеямь приходить или ведовства какова держатца или костьми или инымь чъмь учнут ворожит или которые учнут людей портить и по нашему указу такихь злыхь людей и врагов Божиихь велено во обрубех, обложивше соломою, жечь на смерть [в кострах жечь]33 безо всякие пощады и домы ихь велено разорить до основания, чтоб впредь такие злые люди и враги Божии и ихь злые дела николи не воспомянулись.
А как на Туле всяких чинов людем наш указ скажешь и ты б о том к нам отписал с ыными нашими делы. Писано на Москве лета 7161 февраля в 9 день.

РГАДА. Ф. 210. Оп. 13 (Приказной стол). Стб 203. Л. 463–465. Список.

1653 г., марта 13. Отписка воеводы г. Карпова об объявлении именного указа о запрещении колдовства34.

Государю Царю Алексею Михайловичу холоп твои, Самошка Исупов, челом бьет.
В нынешнем, государь, во 161 году февраля в 27 день прислона твоя государева грамота в Карпово ко мне, холопу твоему, за приписью твоего государева дьяка Григорья Ларионова.
А в твоеи государеве грамоте написоно:
Велено мнъ, холопу твоему, сказать карповцам всяким служилым и жилецким людем у приказныи избы не по один день и в торговые, государь, дни велел беричем прокликать не по один же день.
Что в польских и в украинных городъх и в уездех многие незнающие люди, забыв страх Божии и не паметуя смертного часу и не чая себъ // за то въчные муки держат отреченные и еретические и годателные книги и писма и заговоры и коренья и отравы и ходят к ведуном и к ворожеям и на годателных книгах костьми ворожат и тъм кореньем и отравы и еретические ли наговоры многих людей на смерть портят и от тое их порчи многие люди мучатца розными болъзнми и помирают.
И карповцы б, государь, всяких чинов служилые и жилецкие люди и их жоны и дъти с нынешнево твоиво государева указу от таких ото всъхь злых и богомерских дел отстали.
А у ково какие отреченные и еретические писма были и они б тъ писма сожгли и в нынешнеи Великои пость ко отцем духовным приходили безо всякого сумнения и впред никаких богомерских дъль не держались. И тъ б, государь, // отреченные и еретические книги и письма и заговоры и годательные книжки и коренье и травы пожгли и к ведуном и к ворожеям не ходили и никокова ведовства не держались и костьми и иным ничъмь не ворожили и людеи не портили.
А которые, государь, люди с сево твоево государева указу от таких злых и богомерских дъль не отстанут и отреченных и еретических книг и письм и коренья и отрав не сожгут и после, государь, нынешнего твоиво государева указу отреченные и еретические книги и письма и коренья и отравы учнут у себя держать или учнут к ведуном и к ворожеям ходит или ведовства какова держатца и костьми или иным чем учнут ворожит или которые учнут людеи портит и по твоему государеву указу // таких злых людей и врагов Божиих велено вь струбах зьжечь безо всякие пощады и домы их велено розорить до основанья чтоб, государь, впред токие злые люди и враги Божии и злые их дела николи нигде не воспомянулись.
И я, холоп твои, тот твои государевь указ всяких чинов собрав многих людеи, в торговои день скозал тово ж числа февраля в 27 и в ыные, государь, торговые дни не по один день биричем кликат велъл же.



РГАДА. Ф. 210. Оп. 12 (Белгородский стол). Стб. 361. Л. 167–170. Подлинник.

---------------------------------

32 зачеркнуто
33 РГАДА. Ф. 210. Оп. 12 (Белгородский стол). Стб. 361. Л. 167–170.


---------------------------------

Источник: Т. А. Опарина. «Неизвестный Указ 1653г. о запрещении колдовства» / «Древняя Русь. Вопросы Медиевистики». № 9-2002, стр.88-91.

Дм. Анохин.

Источник

Share: