СЕМАНТИКА СИМВОЛОВ ВЕРТИКАЛИ И ГОРИЗОНТАЛИ МОДЕЛИ МИРА В ПРОЗАИЧЕСКИХ ЖАНРАХ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА. ЧАСТЬ 2.
СЕМАНТИКА СИМВОЛОВ ВЕРТИКАЛИ И ГОРИЗОНТАЛИ МОДЕЛИ МИРА В ПРОЗАИЧЕСКИХ ЖАНРАХ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА. ЧАСТЬ 1.
На рис. 2 пунктирной линией проходит путь героя. Исходной точкой является восток, т.к. он ассоциируется с положительным, освоенным миром, т.е. домом героя. Далее на его пути встречается камень / центр, который, как мы уже говорили, задает направление: «направо пойдешь...», «прямо пойдешь...», «налево пойдешь...». Если иметь в виду, что герой всегда выбирает направление, где «убитым быть», значит, он идет на запад (мир мертвых). Погрузившись в загробный мир, обретя временную смерть, герой понимает, что вернуться обратно он сможет, только изменив наличную ситуацию. В текстах заговоров указывается место, где можно воздействовать абсолютно на все - «восточная сторона», например «пошла из дверей во двери, из ворот в вороты, и шла... ко Окиан-морю... глядючи на восток красного солнышка...» [6. С. 232]. Таким образом, герой совершает путь уже под землей на восток, и там, совершив требуемые действия (победив Змея, Кощея и т.д.), возвращается в реальный мир.
Мы считаем, что горизонталь можно рассматривать как пятичастную: четыре стороны света и центр как самостоятельный сектор горизонтали.
В исследованиях по фольклору и мифу Е. Мелетинский приходит к выводу, что четырехугольная горизонтальная космическая модель, ориентированная по сторонам света, накладывается на представление о земле, поднятой из Мирового океана (водного хаоса), а потому и окруженной водой со всех сторон.
Кроме того, горизонтальная ориентация по сторонам света определенным образом увязывается с вертикальной моделью так, что север оказывается тождественным низу, а юг - верху. Поэтому злые духи, связанные с остаточным хаосом, могут быть локализованы и в подземном мире, и на окраине земли (север). Если соотнесенность места обитания людей с небом и преисподней породила вертикальное представление о «средней земле», то на плоскости космический центр противостоит мало освоенной культурной «дикой» периферии [7. С. 216-217].
Это изображение в точности соответствует древнеславянскому представлению о мире, заключенном в яйце, где скорлупа - это небесный мир, белок - средний мир, желток - земля.
П. Червинский, подробно исследовавший семантику и символику фольклора, предлагает следующую концепцию: Парадигма вертикального устройства Верх - небо, крона дуба, верхняя часть столба или камня. Середина - земля, ствол, дупло, средняя часть столба. Низ - подземный мир, корни дуба.
Парадигма обитания верха, середины, низа Верх - орел, лебедь, божество, месяц, солнце, луна, ветер, звезды.
Середина - пчелы, медведь, белка.
Низ - змеи, лягушки, жабы, бобры.
Парадигма восхождения наверх Низ - земля, дом, двор, поле.
Середина - лестница, веревка, бобовый стебель, крылья, птица.
Верх - Небо, солнце, небесные палаты, на горе, за ветрами.
Парадигма проникновения внутрь извне (в дом, в подземный мир, под воду, в человека) и отправления, изгнания, выхода изнутри вовне: дом - дорога - поле - река - мост - лес - болото - горы - моря - остров - камень, железный дуб.
Парадигма движения по вертикали: небо - гора (лестница, дерево) - земля - отверстие в земле (нора, дыра, пещера, щель, колодец; под камнем, под дубом, в дупле).
Парадигма горизонтального устройства
Четыре стороны и центр (запад, север, восток, юг).
Восемь сторон и центр, роза ветров.
Ветры - северный, восточный, западный, южный.
Парадигма небесного устройства, «небесной свадьбы»: месяц - солнце - звезды; хозяин - хозяйка - дети; пастух - овцы; месяц - звезды.
Парадигма небесной переправы: месяц - лодка - небесная река - переправа (Млечный Путь) - левая и правая сторона реки - дом солнца, луны.
Парадигма первотворения: вода - утка - земля; тьма (хаос) - меон (неопределенное состояние, состояние рождения, отделения света и тьмы) - свет (космос).
Парадигма первоэлементов: земля - огонь - вода - воздух - камень, воплотившихся во все живое и устроенное (человека, животных, птиц, рыб, растения), как кости, кровь, дыхание, плоть, дух, а также парадигмы освоения, приближения к себе, удаления, обнаружения неявного, вызывания духа, дождя и др. [8. С. 58-59].
В исследовании «Числовой код в заговорах» В. Топоров утверждает, что число «три» во многих мифопоэтических традициях - основная константа вертикальной структуры мира - верхнего (Небо), среднего (Земля), нижнего (Подземное царство) [2. С. 348]. «Космологические» коннотации этих слов: один - единство / целостность, два - Небо и Земля, три - Верхнее, Среднее и Нижнее царства (прошедший их человек становится мифопоэтическим героем, первым освоившим все три космические зоны, например Иван в волшебной сказке [2. С. 335]. Синтетизм заговора заключен в том, что заговор - это и миф и ритуал одновременно, следовательно, и дело и слово, и дискретное и непрерывное, соотношение дискретного и непрерывного, космология заговоров и идея параллелизма макрокосмоса (мира) и микрокосма (человека) [2. С. 336-337].
Таким образом, в прозаических жанрах русского фольклора (волшебной сказке и заговоре) сохраняется и транслируется традицией архаическое представление о строении (модели) мира в его вертикали и горизонтали. Основными символами, воплощающими семантику модели мира, являются: путь героя, дерево (гора, камень), животные, соответствующие трем составляющим вертикали.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Косарев А. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость. М.: ПЭРСЭ, 2000.
2. Топоров В.Н. Числовой код в заговоре. М., 2001.
3. ЭлиадеМ. Аспекты мифа. М., 1997.
4. Пропп В.Я. Структура волшебной сказки. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2001.
5. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. М., 1990.
6. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Тула, 2000.
7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. Исследования по фольклору и мифологии Востока. М.: Восточная литература, 2000.
8. Червинский П.П. Семантический язык фольклорной традиции. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1989.
Е.В. Михайлова. СЕМАНТИКА СИМВОЛОВ ВЕРТИКАЛИ И ГОРИЗОНТАЛИ МОДЕЛИ МИРА В ПРОЗАИЧЕСКИХ ЖАНРАХ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА.
0 comments