Связь бабочки с потусторонним миром в славянской традиции

,January 3, 2016

Как ни странно, но бабочка - в народных представлениях насекомое, связанное с потусторонним миром, воплощение души. У поляков и в Южной России, глядя на бабочек, кружащихся вокруг пламени свечи, поминают умерших, молясь и называя их имена.Распространены приметы о бабочке как вестнице смерти (например, бабочка, влетевшая в комнату больного, предвещает его скорую кончину). Представление о бабочке как о душе-предке реализуется в названиях типа "душа", "душечка", причем у русских преобладают наименования, восходящие к праславянскому *baba, очевидно, именно как к одному из обозначений предка (баба, бабайка, бабочка, бабка, бабуля, бабушка).

Для восточнославянской и отчасти западнославянской традиций характерно представление о бабочке как о "знающей", "ведающей", но "злой" душе (духе-демоне), способной произвольно покидать тело. Душа в виде бабочки (или множества бабочек) может вылететь, когда сжигают или протыкают колом тело вампира (серб.); чтобы его обезвредить, надо убить бабочку. Кружащихся у огня бабочек калечат, чтобы распознать ведьму, например, подпаливают им крылья. Семантическая модель "бабочка - ведьма (колдун)" известна на всей славянской территории, в меньшей степени на востоке. Для запада восточнославянского ареала характерно совмещение двух мотивов: "Вiдьма - ночная бабочка. Ее убивать нельзя. Когда ее видят, говорят: "Прылетiла чыясь душа".

Связь с темой зла и смерти наиболее устойчива у бабочки "Мертвая голова" (Acherontia stropos), олицетворяющей смерть. Отрицательная семантика бабочки проявляется также в осмыслении ее как образа болезни (горячки, чесотки, лишая, расстройства рассудка и др.) и знамения несчастья.

(По материалам О.А. Терновской)

Share: