Слово о Маре, Навьей Божине
Слово о Маре, Навьей Божине. Темном (ИНОм) Лике Великой Матери.
Древние Сказы нарекают Волостительницу Смерти разными именами - Мара, Морана, Марена, Морена, Моржана, Маржена, Маруха. Имён много, да суть одна. Ведают ведающие, что наряду с наиглавнейшим Даром - Даром Смерти, Черноокая Божиня покровительствует Тёмной Волшбе, творимой при свете Луны (называемой також Нощным Солнцем Мары). И рекут ведающие при обращении к Лунной Силе таковы слова:
МАРУ ВЕЛИЧИМ ОКРУТНУ ОБЛИЧЬЕМ
В ПОЛНОЩИ-НОЩИ ЗРЯТ ИНО ОЧИ
ПРИДИ ВЫСОКА ДА ЧЕРНООКА
С ЛИКОМ-ЛУНОЮ НЕ СО БЕДОЮ
СОБЕРИ В ЧАШУ ГОРЕСТИ НАШИ
ОТ НАС УНОСИ КОСОЮ КОСИ
ДАЖДИ ЗРЕТЬ ИНО НОЩНУЮ СИЛУ
МАТИ ВЕЛИКА СТАНИ К НАМ ЛИКОМ!
МАТИ ВЕЛИКА СТАНИ К НАМ ЛИКОМ!
МАТИ ВЕЛИКА СТАНИ К НАМ ЛИКОМ!
ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
Мара - не токмо Володычица Смерти, но и Хозяйка всего Неведомого, Сокрытого (слово "марево" - туман - символ таинственности, неясности. Отсюда выражение: "будущее - в тумане"). Время Коло Сварожьего - Зима - время безраздельного господства Марены во Яви. И отсюда такие слова, как "заМЕРек", "заМОРень", "заМЕРень" - первые морозы, первозимье, время прихода Мары. Объезжает во пору Зимнюю Мара на своих Санях просторы Земли бескрайние, вьюгою метёт, всё инеем покрывает. И, дабы не были Хлады-Морозы зело губительны для живота всякого, дабы не многим буйствовала Зима хладная-лютая во Миру Явленном, рекут люди вещие слова таковы, испрашивая благосклонности Марены, Зимней Хозяйки:
МАРА ЛЕДЯНАЯ
ЧЕРНА НОЩНАЯ БЕЛА СНЕЖНАЯ
ЗИМА БУРАННАЯ МЕТЕЛЬ БЕЗБРЕЖНАЯ
БУДЬ НАША МАТИ
НАМ ТЯ ВСТРЕЧАТИ ДА ВЕЛИЧАТИ
ДАЙ ПЕРЕЖДАТИ ТВОИ МЕТЕЛИ
ВО ДОМУ-ХАТЕ
ГДЕ Б ПЕСНИ ПЕЛИ ПАРНЯМ ДЕВИЦЫ
ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА БЕЛАЯ ПТИЦА
ВЬЮЖНОКРЫЛАЯ
ЧЕРНА НОЩНАЯ БЕЛА СНЕЖНАЯ!
ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
И ходит в сию же пору Зимнюю по Земле Вещий Дед - Велес, Страж Границы меж Явью и Навью, Страж Времён. И ждёт Он срока, когда закончится время, отведённое Богам Зимы, дабы в урочный час повернуть Коло Сварожье на Весну. И готовит Он весь Мир Явий для прихода Светлых Богов и Сына своего - Ярилы Вешнего, коий Ярой Силой своей будит Явию Природу ото сна Зимнего.
И уходит Мара в конце месяца березозола из Яви к себе - во Царство Неведомое, и провожают Её все сородичи - славяне Масленицей Широкой, угощением обильным да веселием буйным. И деется тако от веку бессчётное количество раз. И буди тако, доколе жив Род Славянский, и буди тако, доколе Всемирью не прейти!
Образ Марены в Древних Сказах имеет великое множество проявлений. Во черёд свой мы непременно скажем об оных. Но начать следует с разговора о самом отношении наших Предков к Образу Смерти, о коем можно судить по тому, как им открылась Покровительница оной - Марена.
В отличие от поздних представлений Смерти в виде безобразной старухи с косой, Мара является прекрасной девой, не менее красивой, чем Жива или сама Лада. Единственное отличие Её от Светлых Богинь - ЧЁРНЫЕ распущенные власы ЧЁРНЫЕ брови и ЧЁРНЫЕ глаза. Ведающие - ведают что Чёрный цвет - символ всего Неведомого и Таинственного, Цвет Нави. Коя пугает своей неизвестностью иных, и будит страсть к познанию у всякого ищущего…
Мыслилась Марена також и Невестой, Суженой для всякого умершего в молодые годы, либо на поле брани. В таковых случаях люди обычно говорили - "обручился со Смертью", либо "разделил ложе брачное со Смертью". В старых русских песнях известен предсмертный наказ, даваемый умирающим воем своему коню:
"Ты скажи моей молодой жене,
Что женился я на иной жене,
Что за ней я взял Поле чистое,
Да сосватал нас да булатен меч,
Положила спать калена стрела…"
К этому стоит добавить також, что и сечи кровавые наши Предки нередко сравнивали с пиршеством, с застольем свадебным, "угощая сватьёв от души ", "наливая кубки до краёв" ворогу. Ибо поистине где, как не в сече лютой появляется у Марены великое множество женихов - молодых да хоробрых? И в сём обличье Мара близка Магуре-Перунице, дщери Перуна Огнекудрого, Бога воев, коя летает над полем брани, поднося убитым кубок, до краёв сурьей наполненный, поцелуем их встречая, да к Отцу своему, в Дружину Небесную провожая. Потому и рекут вои, дабы не быть убитыми, на брань уходя - "пусть минёт меня Чаша Перуницы".
Також известно и сравнение битвы с жатвой, со сбиранием урожая. Се - також явная связь с Образом Мары-Смерти, ибо снопы ни чем иным, кроме как серпом жнут; и один из наиглавнейших атрибутов Марены - Серп, коим она Нити Жизни подрезает. Ярчайшее описание сечи и её сравнение с жатвой содержит "Слово о Полку Игореве": "…снопы стелють головами, молотят чепи харалужными, на тоцъ животь кладуть, въют душу от тъла…". Снопы стелют (кладут), но не хлеба снопы, а голов людских. На току обмолачивают - но також не хлеб, а жизнь человеческую, душу от тела отделяя. Подобное описание сражения встречается також у легендарного скандинавского скальда - Эгиля Скаллагримссона:
"Серп жатвы сеч
Сёк вежи с плеч
А ран рогач
Лил красный плач…"
("Выкуп головы")
Всё это свидетельствует о глубоко ПОЭТИЧНОМ взгляде на Образ Марены-Смерти, иже явно расходится с тем УЖАСОМ, коий вселяется в большинство современных людей при одной только мысли о Смерти. Из сего сам собой следует вывод, что Славные Предки наши не боялись Смерти, принимая Дар Мары с тем же почтением, что и Дары других Родных Богов. Она не казалась им страшной, безвозвратной кончиной, но лишь Переходом из одного состояния Бытия в Иное.
Извечные атрибуты Мары - череп человечий в руках, колдовским металлом - серебром окованный, Мертвой Водой полный. Блестит во власах Её Серп Лунный (Месяц), так напоминающий видом своим тот Серп, коим Смерти Володычица подрезает во Срок свой Нити Жизни людей, во Яви животы свои длящих. Символика Серпа Мары - Месяца есть, наряду с символом Смерти, також и символ Времени, его неустанного и неумолимого бега, круговращения. Ведомо ведающим, что в былые времена именно лунный календарь предшествовал солнечному, что и подтверждается наименованием "месяц" - т. е. одна двенадцатая часть Годового Коло.
Сторона света Марены - Запад, тот край, где заходит Солнце. Истое время, в кое властвует Марена - полночь, полдень и любое другое Время Перелома, Перехода чего-либо из одного состояния в другое. У человека сие - время перехода из Этого Мира в Иной, а также - из одной поры Жизни в другую, ибо Переход всегда деется путём УМИРАНИЯ Старого, кое освобождает место для Нового. И в этой ипостаси своей Марена сближается с Макошью - Матерью Судьбы, Жребия, коя також есть Божиня Перехода.
Ведомы и другие ипостаси (проявления) Мары: Полудница - девушка в белом одеянии, в полдень появляющаяся посередь хлебов, на поле зреющих. Ледяница, Снежана, Замора, Немоча - всё это також есть ипостаси Мары, кои мыслятся Её дочерьми. И все они связаны, как явствует из имён их, с Зимой, Смертью и болезнями. Ипостасью Мары (или же - Самой Марой, что, в какой то мере, одно и тоже) является Дева-Обида с лебедиными крылами (о связи птицы лебедя и Мары - далее), о коей в "Слове о Полку Игореве" сказано: "Въстала Обида въ силахъ Дажьбожа внука, вступила дъвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синъм море у Дону…".
Також надобно указать, что само слово "Обида" у древних славян являлось синонимом слова "Смерть", ибо вдовы у Предков наших именовались "обидными жёнами", сироты - "обидными детушками", отмщение за убийство кого-либо из близких именуется - "месть за обиду". Младшей сестрою-близнецом Девы-Обиды мыслится Мста - покровительствующая мести (коя нередко несёт за собой Смерть). Слугами, дочерьми либо иными ипостасями (что, по сути, одно и тоже) Мары являются Девы Печали и Скорби - Карна и Желя, кои летают над Землёй в годы великих бедствий.
Ведающие - ведают, что Карна летает над полями битв, клича мёртвых ("за нимъ кликну Карна…" в "Слове о Полку Игореве"), а Желя - есть, прежде всего, вестница Смерти, коя извещает о сородичах, вдалеке от дома сгибнувших, а також и олицетворение великой скорби (отсюда - "желения", т. е. ритуальный плач по умершим, "жальники" - поля погребений, кладбища). Сыном Мары, и в какой то мере, Её мужским Ликом является Морок (или - Мор) - покровительствующий болезням и, наипаче другого - обману. И отсюда такие слова, как "МОРочить", "обМОРочить" (обмануть), "обоМАРот" (обманщик) и т.д. Посему клятвы, приносимые Нощью, свершаются строго при наличии мощного оберега, ежели не клянутся Именем Самой Марены, либо Именем Чернобога или Велеса, что поистине, ОДНО (и коего Навьи обитатели пуще нежити любой страшатся).
Ведомы были Предкам нашим и низшие ипостаси Мары (Её "младшие" слуги) - духи болезней и разрушения, такоже и нарекаемые - "мары" (либо - "хмары"), более всего бывшие известными на территории нынешней Беларуси и Украины. Потому и досель говорят: "Як хмара на нас испала!" в том смысле, что пришла беда, либо болезнь. Иногда мары называются конкретно по именам, олицетворяющим какой либо недуг. Вот некоторые из оных - Ледея (или же Знобея) та, кто насылает озноб, Огнея - жар насылающая, Грудица - посылает кашель и хрипоту, Корчея - ломоту в сустава (корчи) насылает. Саму Морену, как предводительницу мар в этом случае называют Моровой Девой (то бишь Девой болезни).
Потому доныне в народе живы предания о Деве во всём белом с распущенными чёрными власами, коя в полночь отворяет окно в избу и начинает махать красным платком, насылая на хозяев болезни и недуги… Интересно заметить, что славянским марам подобны Маруты из индийских ведических текстов, кои також несут Смерть и разрушение всему живому, кельтская Божиня Морриган, покровительствующая войне, скандинавская Хель, Нижнего Мира Волостительница. И поистине, не Мару ли, Зимы Хозяйку, заново осмыслил Г. Х. Андерсен в своей сказке "Снежная Королева"...
Однако же, не смотря на свою столь губительную сущность, образ Марены многолик и притягателен, как многолико и притягательно всё Неведомое, находящееся ЗА пределом понимания человеческого разума. Такова Смерть - сущность Нави - того, что есть и Начало, и Конец Бытия, того, откуда Всё приходит, и того, куда Всё уходит…
Автор Темногоръ
1 comment
В поцелуях смерти жизненный РАзгон
Сбросит скорость шага МАятного бега,
И сольёт бегущих в переходный сон,
Во объятьях мирных МАрина ночлега.
И альков богини велей простынёй,
Как лебяжим пухом изРАзнежит тело,
В мыслях оставляя сладостный покой,
Во всесуть слияний проводя умело!
Величаний тихих предРАскатный звон
Запоёт малинно-быльно над зарёю!
Заусладным гимном тех, кто усмирён,
Соливаясь душами с Тобою!..
И уносит МАтерь пыль былой дороги,
Во серпе сияя светом во ВсеБОГИ!
23.07.2016