СЛАВЯНСКИЕ ИМЕНА ИЗ БЕРЕСТЯНЫХ ГРАМОТ

December 25, 2015

Имена нынешних родноверов оригинальностью не блещут. Либо это стандартный набор - Мстислав, Святослав, Святозар. Либо уж какое-то порождение больного разума - Индрослав, Праномир, Летискиф...

Разумная середина - удел не многих. И, честно говоря, я на этот вопрос внимания не обращал. Ведь меня нарекали боги, а сыновья выбрали имена через обряд "окликания". И вот тут-то, разбирая сегодня берестяные грамоты, я стал сильно недоумевать: это насколько же надо быть ленивыми, чтобы даже не пробовать разузнать, как звали наших предков?

Гостило (Новгород, грамота 2), Черт (ну, это, скорее, прозвище, вставил прикола ради)(грамота №4), Гостята (Новгород, грамота 9), Вигуй (Новгород, грамота 25), Зуберь (Новгород, грамота 84), Завид (Новгород, грамота 103), Кулотка (Новгород, грамота 105), Жизномир (Новгород, грамота 109), Чернек, Людьслав (Новгород, грамота 113), Богша (Новгород, грамота 114), Рознег (Новгород, грамота 119), Вигарь, Валит (первое - от западнославянского гидронима "Вигор", второе - могло быть как искаженное "Волот", так и карельского происхождения) (Новгород, 130), Репех (Новгород, 134), Домажир (Новгород, 149), Полчак, Домаслав (Новгород, 155), Ростих (Новгород, 160), Храрь, Шибенец (Новгород, 198), Радослав, Местятко (213), Твердила (Новгород, 231), Нажир (Новгород 233), Жироша (Новгород, 237), Жадок (Новгород, 239), Ждан (241), Кощей (возможно - прозвище, от "раб")(Новгород, 242), Стоян (Новгород, 246), Наум (скорее всего - от древнееврейского имени Наум, однако поверье, что "святой Наум наводит на ум" позволяет предположить, что благодаря удачной кальке, имя обрело славянский смысл) (Новгород, 281), Вышеня, Воронец (Новгород, 332), Мирослав, Ратмир (Новгород, 334), Волчок, Нустуй, Рожнет, Даньша (второе, возможно, от осетинского "Нуст" - поцелуй) (Новгород, 336), Полюд (Новгород, 350), Мара (Новгород, 357), Стойнег (возможно, аналог ободритского Стойгнев, как и многих западнославянских имен со вторым корне "-гнев", например "Збигнев")(Новгород 384), Лихоча (Новгород, 412), Панок (Новгород 420), Братята, Нежил (Новгород, 421), Местята, Сдил (Новгород, 422), Жаден (Новгород, 433), Нежка (Новгород 644), Хотеславк (Новгород, 654), Тверьша, Сбыслав (первое - западнославянского происхождения со значением "крепость")(Новгород, 621), Радила (Новгород, 442), Несдила (Новгород, 443), Боян (заимствование от тюркоязычных болгар, ставшее самостоятельным русским именем) (Новгород 516), Вышок (Новгород, 525), Моислав (Новгород 548), Воюта, Радогость (Новгород, 571), Имоволож (возможно - топоним или имя по многочисленным топонимам района Вышнего Волочка) (Новгород 573), Орешек (Новгород 581), Милята (Новгород, 583), Нежата (Новгород, 586), Жила (Новгород, 589), Неган (Новгород, 600), Смолиг (Новгород, 603), Волос (Новгород, 604), Жизнобуд (Новгород, 607), Русил (Новгород, 615), Черень (Новгород, 624), Станимир (Новгород, 626), Кур, Боран (Новгород, 690), Доброшка (Новгород, 710), Душила (Новгород, 723), Селята (Новгород, 731), Дристив (Новгород, 736. Возможно - болгарское имя, по аналогии - Дриста-Доростол), Ревята (Новгород, 743), Братонежк (Новгород, 745), Зубец, Потка (второе - русское имя от "потька" - "птица", в былинах встречается как "Потык") (Новгород, 750), Малята (Новгород, 769), Дрочила (Новгород, 775. И нечего ржать, это аналог Терщика), Бездед (Новгород, 788), Марена (Новгород, 798), Незнанок (Новгород, 804), Шишак (Новгород, 805), Борята (Новгород, 819), Жирок (Новгород, 824), Борз, Путьша (Новгород, 850), Негл, Говен (второе могло быть как от европейского имени "Говен", так и от русского глагола "говеть" - "быть благочестивым") (Новгород, 867), Полуд (Новгород,878), Радята (Новгород, 879), Добрил (Новгород, 889), Домагость, Хотен (Новгород, 902), Тютка (Новгород, 904), Ретка, Хвалис, Тешата (первое, возможно, от русифицированной формы финского "Retki", второе - от русского прозвания прикаспийских народов)(Новгород, 905), Сдеслав (Новгород, 940), Носок (Новгород, свинцовая грамота 1), Дедила (Ст. Русса, 6), Сольмир (Ст. Русса, 7), Ярило (Ст. Русса, 9), Жирошка (Ст. Русса 17), Неговит (Ст.Русса, 19), Сбыня (Торжок, 2), Рожнега (Торжок, 18)

Но мало исконной лени современных "язычников", так безграмотных вбросов добавляют еще и противники язычества - "большинство таких имен звучат крайне однообразно — Яросвет, Ярослав, Святослав, Ладослав, Яроврат, Коловрат, Велесрат и так далее. Стоит заметить, что все это княжеские имена. Если бы современные носители этих имен действительно жили бы в дохристианской Руси, то они там скорее всего были бы обычными холопами и носили бы имена вроде Пузо или Дурак". А теперь мы узнаем мнение по этому вопросу не безымянного от блогера, а титулованного ученого. Пусть это будет Долго́в Вади́м Ви́кторович — российский историк, доктор исторических наук, профессор исторического факультета Удмуртского государственного университета. Что он скажет о княжеских и простонародных именах?

"Бросается в глаза разница принципиальной логики подбоpa имен в аристократической (княжеской) среде и в простонародье. Если имена князей обычно имеют в своем составе части "влад"/"волод", "слав", "свят", несущие значения, связанные с военно-дружинными, властными и жреческими общественными функциями, то в именах простых людей наиболее распространены "жир", "неже", "добро". Сочетание "жи" является древним корнем, от которого происходят слова, связанные с понятиями, наиболее актуальными именно в жизни земледельца, купца и ремесленника, для которых главной ценностью являются не слава, власть и воинские подвиги, а материальное благополучие: жила (жизнь), жило (жилье), жиро (пастбище), жиръ (пища), жито (хлеб) и пр. С положительными понятиями в повседневной жизни простого человека были связаны и "неже-" и "добро". Давая позитивно заряженные имена, родители хотели привлечь к своему чаду желанную судьбу: маленькому князю - славу и власть над миром, маленькому земледельцу - изобилие, сытость и благополучие."
(С) Вадим Долгов.

И, напоследок, от него же о том, какие имена были в приоритете - христианские или языческие.

"Христианское имя не было единственным именем человека. В домонгольской Руси в большом ходу были не крестильные, а языческие имена, которыми ребенка называли в семье. Об этом писал Феодосии Печерский - вопреки ожиданию, святой игумен был совсем не против существования у человека помимо христианского еще и мирского имении, в этом он видел одно из достоинств русского православия в сравнении с католицизмом. Христианское имя не было даже главным. В летописях и официальных документа князья в большинстве случаев фигурируют под славянскими именами. Вряд ли можно говорить о существовании специальных аристократических имен, хотя предпочтения, существовавшие в роду Рюриковичей, ясны всякому читателю русских летописей. Наиболее распространенные княжеские имена - Владимир, Святослав, Ярослав, Игорь, Олег, Изяслав, в XII-XIII вв. появляется много Мстиславов и Ростиславов. Представители княжеского рода, имевшего обширные династические связи со странами Скандинавии, иногда имели помимо славянского и христианского еще и варяжское имя: у Мстислава Великого - Харальд, у Всеволода Ярославича, возможно, - Хольти."

(С) Вадим Долгов

Автор: Скрытимир Волк

Share: