Славянский календарь наших предков.

,April 1, 2016

СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ НАШИХ ПРЕДКОВ И ЕГО СВЯЗИ С ЛУНОЙ
РАЗРУШЕНИЕ МИФА!!!!

Многие считают, что славянский календарь был связан только и исключительно с солнечными циклами- четырьмя переломными точками года.
Подобное заблуждение, свидетельствует об одном- глубоком отрыве от традиционной культуры, от циклов земледелия, незнании источников по календарю и календарным праздникам наших предков.
Тема обширна и глубока, мы не раз делали публикации по ней, и неоднократно ещё к ней вернемся.
Пока же, познакомтесь с историческими данными подлинных сточников по данному вопросу:

По Коляде:
1. «Календы принадлежали народу, который с переменою религии и законов не хотел переменить своих старых обычаев и увеселений, не смотря на все старания Духовенства отвратить его от етих обычаев, кои часто превращались в безчинства. Тертуллиан вооружался против Календских беснований и особенно потив маскирования. С. Иоанн Златоуст укоряет Христиан в том, что «они верят, что если проведут новолуние сего месяца в удовольствии и весельи, то и целый год будет для них таким же». (П.Снегирев. Русские простонародные праздники, Выпуск 3, 1838 г., стр.8)

2.Гальковский ссылается на Симеона Полоцкого (1629 – 1680), который в своей «Вечере духовной» энергично возставал против суеверий, посвятив этому предмету особое «Слово о суеверии или суечестии». «…Не следует наблюдать месяцев, времен, дней илилет,луннаго или солнечнаго течения: все это ведет не к спасению, а к гибели… Верующие и поступающие так «да ведят себе веры христианская и крещения преступники быти, и яко поганы и отступники и божии враги».(Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси». (191, стр.306)

3.«Литовцы с глубокой Древности делили время на часы (валунда) денные и ночные, по 12ти в каждой половине; долгота оных в разныя времена года нам не известна. Седмицу, или неделю нашу они называли Septinin diem, семидневие, начиная счёт с пятницы, которая была днём покоя, как наше воскресенье, и почиталась праздником Перкуна. Жрецы их измеряли время по течению светил небесных, знали зодиак, делили год на месяцы с одного новолуния до другаго, годы их былилунные и, в сравнении с солнечными, имели более 12 месяцев. Ещё считали они время девятью периодами (кругами), заимствованными от Скандинавов. Мифологический их год начинался с Апреля, голубинаго месяца, посвящённаго Мильде, богинелюбви, оканчивался же Мартом (Кавас), который посвящён был богу войны. Имена прибавочных месяцев нам не известны»
(П.Снегирев. Русские простонародные праздники, Выпуск 1, 1837 г., стр.96)

4. Исповедальные вопросы. Вопрос женам и девицам: «Или кудес била. Или ворожила. Или кланялась солнцу, и месяцу, и звездам или зари.(по Требн., ркп. XVI в., собр. А.И.Хлудова №120,л. 415)». (А.Алмазов. «Тайная исповедь в православной восточной церкви» т.3, 1894г., стр.167)

5.
О новолунии?
«Вооружаясь против игр и плсок, русские иерархи прежде всего опирались на постановления Номоканона. 62 правило шестого всеселенскаго собоора (Трульскаго) запрещает празднование календ, Вота и Врумалий, пляски, переряживание и проч. при изготовлении вина. В примечании к этому правилу пояснено, что календы-праздненства в первый день каждого месяца, Вота остатки языческаго праздненства в честь Пана, и Врумалии – остатки праздненства в честь Диониса или Вакха, коего одно из прозваний было Вромий».(16. Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси». (1913, стр.317)

6. «В Слове Златоуста – како первое погании веровали, говорится о поклонении силам природы. “И начаша жрети молнии и грому и солнцу илуне”. Есть основания утверждать, что наши предки кланялись светилам, камням, растениям, обоготворяли явления природы. В “Уставе”, приписываемом м. Георгию, есть такая заповедь: “Аще кто целует месяц, да будет проклят”. Выражение “целует” может означать – приветствует новомесячие. Эта заповедь могла возникнуть под влиянием постановления Трульского собора (65 пр.); но повод к этому давала современная ему русская жизнь, если это только русская вставка. С фазамилуны и теперь соединяется не мало примет. Так, напр., стараются увидеть “молодик”, новуюлуну, с правой стороны; увидевший в течение всего месяца будет счастлив; хорошо, если при этом в кармане есть деньги, - они будут водиться целый месяц и проч.
На основании “исповедных вопросов” можно думать, что наши предки почитали светила и стихии. “Или кланялись чемоу от твари, солнцоу, или звёздам, или месяцу, или зари”.- “Или хулил дождь, ветр, снег, ведро, мраз, огнь, воду… “Или кланялась солнцу и месяцу и звездам или зари”. “Исповедь каждаго чина по десятословию” содержит такие вопросы относительно грехов против второй заповеди: “Не называлли тварь божию за святыни: солнце, месяц, звёзды, птицы, рыбы, звери, скоты, сады, древа, камение, источники, кладязи и езера, не почиталли их чудотворными”.Последнее запрещение, может быть сделано под влиянием Феофана Прокоповича, вооружившегося противложных чудес, видений, явлений и проч.». (Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси». (1913, стр.46)

7. Стоглав осуждает "играния всякая и позорствования, вжигаемая огнища в новыя месяцы… пред домом, яже скакати …" и "прочия на новы месяцы волхвования сотворяюще". В этих играх у ежемесячных костров принимали участие не только миряне, но и духовенство: "аще клирик - да извержется!" (Стоглав. СПб., 1861, с. 264-267.)

Кратко, список литературы по изучению календаря наших предков:
1. Селиванов В.В. Год русского земледельца // Сочинения. Т. II. Владимир, 1902.
2. Синхронические таблицы и пояснения. М., 1964.
3. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.
4. Свердлов М.Б. Изучение древнерусской хронологии в русской и советской историографии // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 5. Л., 1973.
5. Святский Д.О. Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения. // ИОРЯС. Т.ХХ. Кн.1-2. Пг., 1915.
5. Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси // Историко-астрономические исследования. Вып. VII – IX. М., 1961–1966.
5. Симонов Р.А. Древнерусская книжность (В свете новейших источников календарно-арифметического характера). М., 1993.
6.. Шур Я.И. Рассказы о календаре. - М., 1962.

7.. Янин В.Л. Новгородские акты XII-XV вв. Хронологический комментарий. - М., 1991.Журавель А.В., Симонов Р.А. 8.Исследование летописного свидетельства 1033 г. о "косом" часе (с помощью компьютера) // Информационная свобода и информационная безопасность. Краснодар, 2001.
8. Златарский В.Н. Болгарское летоисчисление // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук (ИОРЯС). 1912. Т.17. Кн. 2.Каменцева Е.И. Хронология. М., 1967.
9. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В
СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ(прочтение летописных свидетельств)

9. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990.

10. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977.

11. «ДЮДЕНЕВА РАТЬ» И ДРЕВНЕРУССКИЕ НОВОГОДИЯ

В приложении, часть источников, упомянутых в тексте, чтобы вы могли ознакомиться с ними более подробно:

Файл "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси" Том 2, 1913 год.
Файл "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси" Том 1, 1916 год.
Файл Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды.Часть 3.pdf

Файл Выпуск 1-Русские простонародные праздники и суе..

Файл Выпуск 2-Русские простонародные праздники и суе..

Файл Алмазов А И - Тайная исповедь в Православной во..

Файл "Стоглав", изд.Преображенский богодельный дом, 1913.djvu

Share: