Славянские духи ответственные за содержание скота
По народным представлениям безопасность и благополучие домашнего скота зависят, как известно, от покровительства славянских духов: в период стойлового содержания – домашних покровителей (домового, дворового), в период выпаса – «лесных» (лешего, полевого) или «божественных» (св. Георгия, Николы, и пр.). Обретению указанного покровительства служит ряд магико-ритуальных действий, направленный на передачу скота на попечение славянским духам. Фактически, взаимоотношения между акторами (человеком и сверхъестественным существом) носят договорно-обменный характер: в ответ на отправление сообщения или ценности следует обеспечение покровительства [3].
Сохранение же достигнутого соглашения зависит от соблюдения комплекса правил – магического этикета, нарушение которого влечет за собой наказание со стороны славянских духов(силы). Так, например, при водворении новой скотины или переводе скота на домашнее содержание по окончании выпаса необходимо «задобрить» домового подношением или вербальной формулой, а также произвести набор действий включающего характера [4].
Не совершение обряда, нарушение каких-либо его правил или дальнейшего этикета – не произнесение полагающегося заговора, водворение коровы или лошади «не по масти», хождение хозяйки в хлев ночью и т.п. – может вызвать гнев домового [5]. Точно так же, вверяя скот лешему, пастух либо сам хозяин скота прибегает к «относам» или «договорам» [6]. И, опять же, совершение той или иной оплошности – например, «лешакание» во время выпаса – приводит к нарушению равновесия: леший может «закрыть» скотину [7]. Для восполнения ущерба и восстановления баланса в отношениях необходимы новые магические акты, совершаемые либо самостоятельно либо при помощи магических специалистов («знающих») [8].
В целом, домашние «силы», за редкими исключениями, считаются благотворными, образ же лешего, как правило, амбивалентен. По всей видимости, это связано с двойственностью отношения к самому «месту обитания» лешего: с одной стороны, лес во многом является средоточьем хозяйственных интересов крестьянина, с другой, как стихия неокультуренная, опасная, он осмысляется негативно.
Степанов А.В., Сайфиева А.Ю. Леший-черт, отдай мою животину.
0 comments