Семантика «наоборот» в языке славянской похоронной обрядности. Часть 3.
Семантика «наоборот» в языке славянской похоронной обрядности. Часть 2.
После погребения перевернутые предметы часто оставляют на самой могиле или у кладбищенской ограды, ворот. Так, на Гомельщине на похоронах приносили на кладбище угли в миске, которую затем переворачивали и оставляли под крестом (село Замошье, зап. А.Л. Топоркова). Н.И. Толстой также обращает внимание на многочисленные свидетельства о перевернутых колыбельках и люльках на детских могилках в западной Сербии (Толстой 1995: 215-216). У поляков многочисленны свидетельства о том, что следует перевернуть телегу, воз на кладбище или уже во дворе дома, чтобы душа в ней не осталась, а иначе телега будет слишком тяжелой для последующих перевозок (Fischer 1921: 142-143). Сербы переворачивали также и санки (Грбий 1909: 250).
При возвращении домой шли другой дорогой, чтобы не встретиться с душой умершего, или же обязательно той же самой дорогой, чтобы не нарушить заведенный ход событий, пагубно не повлиять на правильный порядок вещей. Сам путь домой, как «обратный», также был сопряжен с опасностями, поэтому предпринимались магические действия очищения пришедших, соблюдался запрет заходить в чужие дома и т. д. (см. ст. «Процессия погребальная», СД 4: 310).
В Македонии (окрестности Битолы) мать, у которой один за другим умирали дети, по возвращении с похорон совершала круговой танец «оро» в обратном направлении, чтобы воспрепятствовать смерти своих детей (Ристески 2000: 135).
Соблюдая траур по покойному, сербы выворачивали на себе одежду — носили ее наизнанку, причем в Черногории в знак траура наизнанку носили также и головные уборы (Ъор^евий 2002: 361). Ритуально-магические действия «наоборот» в похоронно-погребальном обряде славян следует считать синонимичными по отношению к иным действиям, направленным на предотвращение смертельной опасности, исходящей, по поверьям, от мертвых: разбивать, закапывать, выбрасывать (т. е. выносить в нежилое пространство или оставлять вне дома). Так, например, в Сербии сосуд, из которого обливают покойного при обмывании, нужно перевернуть, оставив на месте омовения (Ъор^евий 2002: 382). Так же поступают в ряде областей Польши (Силезия, окрестности Люблина) (Fischer 1921: 90). Вместе с тем, в Отоке (Славония) этот сосуд надо выбросить (Ъор^евий 2002: 382); в ряде других областей — разбить: гуцулы разбивают кувшин, в котором была вода, а черепки бросают в реку, ручей; поляки Мазовии миску с водой, которой обмывали мертвеца, выбрасывали из дома вслед за гробом, чтобы впоследствии покойный их не пугал, в Великопольше — разбивали или закапывали эту посуду (Fischer 1921: 108, 258). Разбиение, уничтожение, а также временное исключение из предметов повседневного пользования, аналогичное по смыслу переворачиванию, характерно и для других этапов похоронной обрядности, причем нередко разные формы акционального кода дополняют друг друга: так, санки, телегу, на которых везли покойного на кладбище, не возвращают сразу во двор, а переворачивают на кладбище и оставляют семь дней (окрестности Болеваца — Грбий 1909: 250). По полевым записям из юго-восточной Сербии, телегу после похорон следовало разобрать на части. Мотивировка подобных действий (если таковая зафиксирована), как правило, связана с необходимостью воспрепятствовать задержке души умершего (шире — самой смерти и всего, что с ней связано) в доме или во дворе. Все эти синонимические ритуально-магические действия можно отнести к защитным способам изоляции живых от мира мертвых, строгого разграничения «этого» и «того» света.
А. А. Плотникова. Семантика «наоборот» в языке славянской похоронной обрядности.
1 comment
Русь была ведической. Причём веды были те, которые оставили в Индии. Раньше весь мир был Русским. И на наших могильных плитах были рунические надписи.
РУНА - рубленная надпись, была создана русским народом. Впрочем, как и вся письменность. Кирилица, на самом деле - вырезанная из дерева матрица для печати книг.
Перун - столб, для объявлений, на рунице.... Божественность ему придал уже Даль. Искажавший настоящий русский язык. Чему он обучался в священной римской империи германской нации. Другой попросту не существовало....
А эту создали Габсбурги в 16м веке. Как мусор, из всякого сброда.