​Самозванец-колдун на царском престоле?

,November 17, 2015


Интересно, что к началу XVII века относятся сведения из летописного текста, в которых узурпатор Лжедмитрий обвиняется в совершении колдовских обрядов с помощью бесов. В другом источнике имеется описание смерти Лжедмитрия, из которого явствует, что он был погребен как колдун. Такое мнение о самозванце существовало и за пределами Руси, причем демонический аспект мог присутствовать или отсутствовать. Один из более или менее современных рассказов о Лжедмитрии описывает его как колдуна, который держал беса в ужасной военной машине, которую затем, по-видимому, сожгли вместе с телом самозванца. Там же описано, как жители Москвы обвиняли его в том, что он воздает божеские почести маскам, приготовленным для придворного маскарада. В глазах русских маски связаны в основном с языческими обычаями, чаще всего со святочными обрядами; с ними всегда боролась русская церковь, называя их сатанинскими и причисляя к смертным грехам. Именно так назвал их патриарх Иоаким в своем указе 1684 года. В качестве основного теологического обоснования такой оценки ссылались на постановления Трулльского собора 692 года.

Как следует из обвинений, закрепившихся в фольклоре, Лжедмитрий считался колдуном, который практиковал "навыче языка польскаго и волъхвования цыганского и всякаго чародейства бесовъскаго... Глаголаше о нем мнозии, яко по всему уподобитися ему нравом и делы скверному законопреступнику, нечестивому Юлиану [Отступнику], иже с бесы волъхвуя..." Поэтому после гибели самозванца его труп был наряжен по-скоморошески, с маской и дудкой, и он был погребен как колдун. В одной исторической песне поется, что он идет с женой в баню, в то время, как князья и бояре идут в церковь , - поведение, интерпретируемое в народе как нечестивое, колдовское. А его польская супруга Марина описывается как "зла еретница, безбожница", не разделившая кровавой расправы, которая постигла ее мужа, потому, что обратилась в сороку и улетела, другими словами, была ведьмой.

Английский документ 1654 года содержит следующий рассказ о смерти Лжедмитрия: "29 мая его, Димитрия, тело выкопали из могилы, выволокли за город и там сожгли, обратив в пепел, и в толпе говорили, что так и следовало поступить, чтобы предотвратить действие чар этого мертвого колдуна... на следующую ночь после того, как тело было сожжено, случился еще более сильный мороз, так что эти варвары и неверные уверовали, что он при жизни был великим некромантом". Этот рассказ, приводимый также Н.М. Карамзиным, многократно повторялся в путевых заметках путешественников, посетивших Россию в XVIII и XIX веках. Так, преподобный Вильям Кокс, автор знаменитого путеводителя по странам Северной Европы, говоря об описаниях смерти Лжедмитрия, пишет: в одном рассказе утверждается, что над местом его погребения по ночам слышали музыку и видели радугу, поэтому останки были вырыты из могилы и сожжены, затем пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в направлении Польши. Эти сведения можно интерпретировать двояко: либо это один из случаев сожжения колдуна, либо проявление более распространенной практики выкапывать колдуна из могилы, чтобы он не осквернял землю и тем самым не приносил несчастий.

По книге В.Ф. Райана "Баня в полночь. Исторический обзор магии и гаданий в России".

Share: