Ряженье ( Когда духи возвращаются )

,August 31, 2015

Ря́женье — обрядовое перевоплощение с помощью масок, одежды и других атрибутов внешнего облика. Наиболее характерно для рождественского поста (см. Адвент), масленицы и особенно святок (см. Коляда, Щедрый вечер, Крещенский вечер), известно также в обрядах семицко-троицкого и пасхального комплексов; реже встречается при дожинках и в рамках осенних праздников. У всех славян ряженье известно как обязательный элемент свадьбы. В некоторых локальных зонах ряженье происходило во время похорон.



Традиция имеет древние корни, в частности связана с европейскими хэллоуином, шабашами, карнавалами (восходящими к венецианскому карнавалу и сатурналиям), маскарадом. По всей видимости восходит к античным ритуальным мистериям, обрядовым шествиям, праздникам окончания сельскохозяйственного сезона, имеет древние магические корни для связи с богами.



Ряженье и ритуальные бесчинства— форма ритуального поведения (антиповедения), предписывающая действия, противоречащие норме: кражу из чужих дворов орудий труда, предметов утвари и т. п., растаскивание их по селу и окрестностям, забрасывание на крыши, загораживание ими входа в дом, возведение баррикад на улицах села и т. п.Бесчинства — составная часть ряда календарных и семейных обрядов; в той или иной степени характерны для всех славян, но наибольшее распространение и наиболее устойчивые формы получили в обрядности восточных и западных славян.



Участвует сельская молодёжь (обычно неженатые парни). Содержание традиции состоит в том, что снимается запрет на поведение, в обычной ситуации неприемлемое: молодежь разбирает изгороди, переворачивает телеги, разваливает поленницы, засыпает снегом двери, затыкает трубы, рассыпает золу и т. д. В традиционной народной культуре это, видимо, было символическим воплощением святочного разгула нечистой силы. Сегодня религиозно-суеверное осмысление заваливания утрачено. Видимо, традиция оказалась столь жизнеспособной в силу того, что передаётся в среде молодёжи без опосредования старшими поколениями.
Раскрашивали себя до неузнаваемости — чернили лица сажей, дегтем, мазали свеклой, белилами, обсыпали мукой. Выражение закрывать глаза (рус. вологод.) означает 'рядиться': в д. Трифоново Ивановского района поощрялось участие в рождественском ряженье, считалось, что «если глаз не закроешь, дак все грехи не спадут».



Обряды



Ряженые колядовщики, которые ходили по дворам, исполняя специальные песни — колядки, — это пришельцы из другого мира, души умерших предков. Поэтому и угощения их хозяевами — это скорее задабривание ряженых, чтобы они покровительствовали их семье, скоту и будущему урожаю. Нарядиться означало скрыть свое истинное лицо, быть не узнанным, потому что под масками и личинами скрывались отнюдь не соседские парни или девчата, а души умерших предков, спустившихся на землю. И приходят они из самого рая, из зимы в лето.
Готовили костюмы и маски заранее. В течение первых трёх дней празднеств, то есть на самое Рождество, когда никто не работал, молодёжь «рядилась». Парни — солдатами, купцами, цыганами, стариками горбатыми, бабами, а «натуральные бабы и девицы» — птицами (журавлём, курицей), цыганками с ребёнком. Популярны были также костюмы животных — медведя, волка, козы, быка, кобылы. Ряженые «слонялись по всему селу».



Ряженье в разных странах:



Мамутонеc.



Мамутонес — характерные традиционно одетые персонажи карнавальных шествий в городе Мамояда (зона Барбаджа острова Сардиния Италия). Мамутонес идут, тяжело нагруженные, молчащие на протяжение всей процессии, с мрачными взглядами.
Традиция мамутонес зародилась во времена нуражской культуры как часть языческих обрядов для поклонения богам, защищающим животных от плохих духов и помогающим пастухам собрать стадо. Возможно это было празднование в честь сбора урожая или праздник пастухов, а образ быка представлялся как аналог тотемного животного для этой местности. Среди других гипотез выделяется версия, что традиция шествия мамутонес связана с победой пастухов Барбаджи над сарацинами (хоть эта горная зона Сардинии не примыкает к морю, но сарацины совершали набеги и на её територию). Следуя этой версии, мамутонес это прообраз пленных сарацинов, которые были связаны, обвешаны бычими колокольчиками и с позором проведены под эскортом по городу (аналог русского сажей вымазать и в перьях вывалять). Также есть малопопулярные версии связи шествия мамутонес с культом Диониса (виндемии) праздника сбора винограда или с обрядом, отражающим смену времен года.
Маска на лице мамутонес чёрного цвета, застывшая в гримасе сделана из дерева крепиться на лице с помощью кожаного ремня, голова покрывается женским чёрным платком. Тело мамутонес обернуто шкурами черных овец а на спине крепится целая армада колокольчиков для животных.
Маски изготавливаются из различных пород дерева для мамутонес с чернением. Используются древесина инжира, ольхи и вяза, кто-то изготавливает из каштана и ореха. По древней традиции маски изготавливались преимущественно из дикой груши.
Карнавал в Мамояда.



Святки.



Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (, то есть от появления первой звезды в канун Рождества (на Коляду) и до крещенского освящения воды.
Под влиянием христианской церкви Святки стали связываться с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю — от Рождества до Крещения.
Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
В Новгороде со второго дня Святок (окрутников) до Богоявления наряженые ходят по городу в те дома, где в знак приглашения стоят на на огнах зажжённые свечи, и потешают хозяев шутками, сатирическими представлениями, песнями и плясками. В Тихвине на Святки делается большая лодка, которая ставится на несколько саней и по улицам везётся множеством лошадей, на которых сидят верхом «окрутники». В лодке находятся ряженые в масках («святочники») с разноцветными флагами, которых называют окрутниками, кудесниками, куликами, щеголями. Во время поездки они поют, играют на различных инструментах, шутят. Их сопровождает много народа, зажиточные горожане угощают вином и кушаньем.



Кукеры.



Кукер — обряд ряженья на Масленицу или Святки у болгар. В мифологии южных славян олицетворение плодородия. Известен в восточной и южной Фракии, а также в Родопах, Средней Горе, отдельных регионах восточной Болгарии; имеет структурное и функциональное сходство со святочно-новогодними обходами в западной Болгарии, Македонии, юговосточной Сербии (наличие разветвленной системы ролей; присутствие ряженых, представляющих брачную пару; исполнение игровых сцен с четко выраженной фаллической символикой и пр.).
Обряд исполняется исключительно мужчинами, преимущественно холостыми, в течение масленичной недели и в следующий за ней понедельник (Кукеровден, Куковден, Старцовден). В наряде кукеров преобладает одежда из шкур, вывернутая мехом наружу; их маски причудливо украшены разноцветными монистами, зеркальцами, перьями, рогами. Кукеры увешаны различной величины колокольчиками, в руках у них деревянные сабли, окрашенные на конце наподобие фаллоса в красный цвет.
Кукеры изображают грубые любострастные действия с «жёнами», тоже ряжеными, которые, в свою очередь, тоже разыгрывают под хохот толпы беременность и роды. Затем совершается обрядовая пахота, высеивается зерно.
Назначение ритуального действа — обеспечить хороший урожай, призвать к родам матушку-Землю.



Курентованье.



Курентованье — словенский народный ритуал в честь весны и плодородия, который представляет собой карнавал с целью изгнания зимы. Аналог Масленицы.
Есть два типа курентов: так называемые «пернатые» и «рогатые». Курент носит пальто из овечьей шкуры, вокруг его талии висит цепь с огромными колоколами, тяжелые ботинки и гетры, а голова покрыта крышкой. Деревянный клуб, как правило, держится в левой руке.



Бушояраш.



Бушояраш - ежегодное празднование хорватов-шокцев, проживающих в городе Мохач (Венгрия). Особенности празднования Бушары: люди, одетые в традиционные маски, народная музыка, переодевания, парады и танцы. Бушояраш длится шесть дней, как правило, в течение февраля. Он начинается после Жирного четверга на «малом» карнавале в пятницу, затем мясопустное воскресенье.
Во время турецкой оккупации территории жители Мохача покинули город, и жили в близлежащих болотах и лесах, чтобы избежать Османских (турецких) войск. Однажды ночью, когда они разговаривали, сидя у костра, внезапно появился из ниоткуда старик из шокцев, и сказал им: «Не бойтесь! Ваша жизнь скоро улучшится, и вы вернетесь в ваши дома. С этого момента, готовтесь к бою, точить различные виды оружия и сделайте страшные маски для себя, и ждите бурной ночи, когда рыцарь в маске придет к вам.» Он исчез так же внезапно, как и пришел. Беженцы последовали его приказу, и через несколько дней в бурную ночь, рыцарь прибыл. Он приказал им надеть маски и вернуться в Мохач, и делать столько шума, как это возможно. Они последовали его примеру. Турки были так напуганы шумом, масками, и бурей в ночи, что они подумали, что демоны атаковали их, и убежали из города до восхода солнца.



Вучаренье.



Вучаренье (серб. вучарење, от сербского вук 'волк') — южнославянский обряд обхода мужчинами-вучарами домов с чучелом убитого волка, с приветствием хозяев, за что хозяева одаривают их. Иногда совершается ряжеными. Ритуал призван защитить деревенский скот от хищников.
Обряд распространён в Сербии, среди сербского населения Боснии, Хорватии, Косово, а также в Черногории и Македонии.
Обход совершался зимой, когда убивали волка, резавшего скот. Иногда волка старались убить в мясоед, чтобы совершить ритуал на масленицу. Часто с вучаром, убившим волка ходили его товарищи и носили набитое пенькой чучело убитого волка, насаженное на палку. При этом обычно исполнялась речитативом просьба о подношениях.



Крампус.



Кра́мпус — легендарная фигура в фольклоре альпийского региона, спутник и одновременно антипод Николая Чудотворца, а также название обходного обряда в ночь с 5 на 6 декабря.
Крампус сопровождает Св. Николая, наказывая непослушных детей и пугая их, — тем самым, он действует в противовес Св. Николаю, который раздаёт подарки хорошим детям. Считается, что когда Крампус находит капризного ребёнка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, предположительно, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.
Изображать Крампуса принято в Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, некоторых северных областях Италии (Больцано) и Хорватии. Вид этого существа и его название варьируют в зависимости от местности. Как правило, в альпийском регионе Крампуса изображают как рогатое и косматое звероподобное чудище демонической внешности.

Ottana-Carnevale 2011-Boes e Merdules



Звончары.



Звончары (хорв. zvončari) — древний хорватский обычай, обряды которого совершались в Мясопуст накануне Великого поста. Ранее обряд был распространён у хорватов повсеместно, в настоящее время наиболее сохранился в Каставицком крае.
В восточной Хорватии участники обряда, как правило, молодые парни, одетые в шкуры и рогатые маски, обвязанные большими коровьими колокольчиками, ходят по улицам и стараются звонить и всячески шуметь, отгоняя злых духов. В западной Хорватии одевают шляпу, украшенную цветами и лентами, — это связано с нахождением западной Хорватии в составе Италии, где действовал запрет на ряженье в животных. Смысл обряда — прогнать зиму, отпугнуть злых духов, продуцирующая «магия плодородия». Традиция сохранилась с дохристианских времён. Многие деревни имеют собственные группы звончаров.



Перхта.



Перхта — 'Баба-яга Пехтра', чеш. Perechta, морав. Sperechta, словен. Pehtra baba) — мифическое существо и изображающий его ряженый персонаж рождественского и масленичного периодов. Известна южным немцам, австрийцам, швейцарцам, а также славянам, преимущественно чехам и словенцам.
Считается, что персонаж, как и его имя, принадлежат немецкой традиции. Перхтой (Бертой) звался персонаж, воплощающий зимний солнцеворот. Первоначально она считалась доброй богиней, тождественной Хольде (нем. Holda). Позже их функции разделились, и Перхте «досталась» злая природа и устрашающая функция.
Перхта считалась женским духом в белой одежде. Её день — Двенадцатая ночь (на англ.) или Крещенский вечер. В старых описаниях она имела большую «гусиную» ногу. В этот вечер готовили кашу или пельмени и рыбу.
В фольклоре Баварии и Австрии сохранилось поверье, что на Святки (особенно в Двенадцатую ночь) Перхта бродит по домам и хочет узнать, были ли в уходящем году дети усердными и трудолюбивыми. Если они были такими, то утром в обуви или ведре они могли найти серебряную монету. Если они ленились, то она могла вскрыть их животы и набить их соломой и камнями. Ей особенно нравилось, если девочки перепряли весь свой лён или шерсть.
В Италии аналогом Перхты выступает Бефана, которая посещает всех детей Италии накануне 6 января, чтобы положить в носки конфеты, если они хорошо вели себя в течение года, или угольки, если они себя плохо вели.



Карнавал в Оттане.



Брабаджия – это регион Сардинии, который находится в провинции Нуоро. Этот регион славится своими карнавалами, которые уходят корнями в дохристианскую эпоху. Варвары, населявшие Сардинию оставили после себя языческие обряды, уникальные костюмы и маски. Увидеть все это можно в дни карнавалов региона Барбаджия. Например, в городе Оттана.
На время карнавала улицы Оттаны превратятся в одну большую сцену, где люди в костюмах и масках будут демонстрировать всем собравшимся древние обычаи, танцы и обряды. Главные действующие лица праздника – это Мердуле (человек в шкуре быка), Бу – человек в шкуре козла с огромными колокольчиками и в маске быка. Эти маски довольно устрашающе выглядят, а карнавал совсем не похож на те, что можно увидеть в Рио-де-Жанейро или в Венеции.
Парад, который несомненно состоится, будет хаотичным, завораживающим и даже жутковатым. Множество людей в шкурах животных, с черными лицами или в масках. У варваров был такой обычай притворяться животными и показывать их жизнь. В их мифах зачастую присутствуют полу люди полу звери.
Различные карнавальные шоу построены на взаимодействии двух главных персонажей: Бу и Мердуле. Мердуле острый на язык персонаж, он ходит с палкой и погоняет быков. Быков играют люди. Безмолвные быки пытаются так или иначе избежать жестокого и грубого обращения Мердуле. Иногда Мердуле вовлекает в свою игру зрителей, но может и разогнать толпу.
Есть еще один важный персонаж карнавала – Филонцана. Он держит в руках клубок необработанных и грубых шерстяных ниток, которые символизируют хрупкость и ненадежность человеческой жизни. Филонцана постоянно угрожает обрезать нитки жизни тому, кто пожалеет для него стакан вина.
Все эти быки и овцы, сценки из фермерской жизни и прочее – не что иное как старинные обряды варваров, которые верили в бога плодородия и обращались к нему за помощью. А также это воспроизведение древней легенды о том как Мердуле издевался над животными и сам потерял человеческий облик.

Share: