ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕТСТВЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
"Проведенный нами анализ исторических документов и текстов позволяет выделить и охарактеризовать следующие возрастные границы детства в средневековой Руси:
1. От рождения до 6–7 лет. По данным этимологического анализа, О. Н. Трубачевым слова «ребенок» и «дитя» определяются как существительные среднего рода. Так называли малолетних потомков, в то время как детей более старшего возраста так неопределенно называть не могли. Слово «ребенок» связано со словом «рожать» и имеет значение — «быть в положении» (Трубачев, 1959: 36). М. Фасмер дополняет этимологию слова «дитя» таким выражением как «кормить грудью» (Фасмер, 1986: 516).
По данным И. И. Шангиной, ребенок в это время воспринимался существом «неразумным», по полу в именовании детей не делили (Шангина, 2000: 38). Н. И. Котляревский замечает, что в данный возрастной период обряды были связаны с самим появлением ребенка. Этнографические материалы XIX в. демонстрируют доминирование языческих верований в обрядовых действиях. Арабский писатель Ибн-Даип, оставивший свои заметки о нравах России X в., упоминает, что при рождении сына отец клал обнаженный меч рядом с ребенком и давал свои напутствия (Ибн-Даип, 1914). Некоторые исследователи, в частности С. А. Ганина, выделяют младенчество в качестве отдельного возрастного периода средневековой Руси (Ганина, 2011). Обряды пострига и посажения на коня, второй возрастной обряд после таинства крещения, не может выступать показателем выделения младенчества в отдельный период, так как, по разным данным, проводился с 2 до 7 лет.
Достоверных исторических данных, позволяющих выделить дополнительный возрастной период, нами не было найдено. О. Н. Трубачев и М. Г. Рабинович также упоминают, что с 2–4 лет для мальчиков проводили обряд «пострига», также с этим возрастом связан обряд посажения на коня (Трубачев, 1959; Рабинович, 1978). Этот обряд, как и другие, совершался в знак перехода в новую возрастную категорию (Лаушкин, 2013). Русское средневековье стремилось скорее крестить родившегося младенца — для того чтобы он не лишился посмертной благодати. Сведения о детях более старшего возраста практически исчезают из описаний вплоть до возраста 7 лет (Белов, 2013). До нас дошло мало источников, содержащих сведения о младенческом возрасте. Даже детство будущих князей мало отражено. В Полном собрании Русских летописей находим только сведения о дате и времени рождения князя Дмитрия (Полное собрание русских летописей, 1949: 330).
2. Следующий возрастной период начинался с 6–7 лет. С этого момента воспитание и отношение к детям разного пола менялось. Д. И. Латышина очерчивает круг обязанностей девочки 7–9 лет: забота о младших детях и работа по дому, мальчика — помощь отцу (Латышина, 2005)2014 — №3 Проблемы педагогики и психологии 279
Д. К. Зеленин приводит сведения о переходном обряде девочек — «вскакивание в поневу. Обряд заключался в следующем. Девочка становилась на лавку и должна была вскочить в поневу — женскую юбку замужних женщин. Д. К. Зеленин считает, что данный обычай был предназначен для малолетних девочек, так как само испытание слишком легко для взрослой девушки (Зеленин, 1994: 185). Г. И. Кабакова, ссылаясь на этнографические материалы, собранные у славянских народов, описывает обряд гуцулов — первой стрижки девочек в 5–6 лет, где гости предвещали девочке хороших женихов. После этого обряда она начинала носить одежду взрослых женщин (Кабакова, 1999). Обряды, связанные с переходом из одного возраста в другой, нельзя назвать в чистом виде инициацией. В. В. Долгов приходит к выводу, что взросление и возрастные переходы проходили постепенно, не «скачкообразно» (Долгов, 2006).
А. Олеарий упоминает, что по церковным правилам дети с семи лет начинали ходить на исповедь и причащаться Святых Тайн (Олеарий, 2003: 291). Важной сферой воспитания было образование. Т. В. Муравьева и А. И. Соболевский приходят к выводу, что в XVI в. среди посадских людей грамотность была распространена (Соболевский, 1894; Муравьева, 2011). По данным И. А. Татарского, в Москве до самого учреждения при патриархе Филарете греко%латинской школы в середине XVII в. не было школ, в которых велось обучение. Эту функцию брали на себя монастыри (Татарский, 1886). Кроме того, существовали вольнонаемные учителя, так называемые мастера, которые за оплату могли обучать желающих чтению и письму. Е. О. Лихачева утверждает, что о традиции отдавать детей обоего пола семи лет — «“в поучение чести книг божественного писания” в скит к родственнице или знакомой матушке игуменье… <…> упоминается еще в XV веке» (Лихачева, 1899, ч. I: 6–7). Дети и в Средние века на Руси занимались обычным детским делом — играли. В Чернигове были обнаружены детские игральные косточки IX–X вв. (Антология педагогической … , 1985: 70). В. В. Хвойка в результате археологических исследований нашел на Среднем Приднепровье детские свистульки и погремушки X–XI вв. (Хвойка, 1913).
Г. Г. ФИЛИППОВА, Е. В. ВАСИЛЕНКО "Представления о возрастной периодизации детства в средневековой Руси"
0 comments