Противоположности символов в Купальском обряде
Рассмотрев символику данного обряда, мы можем сказать о следующих противоположностях, вытекающих из смысловой парадигмы символов Купальского обряда.
Первой и наиболее яркой противоположностью, является огонь — вода. Эти элементы имеют сходство в значении (см. таблицу выше), но явно различаются по сопоставлению двух стихий. Центральной и самой ценной является парадигма, служащая для обозначения главного действующего лица: колесо - крест - дерево
В данной цепочке мы с уверенностью можем поставить знак равенства между «крестом» и «деревом», являющим собой идею сопоставления «верха» «низа» («неба и земли»). Верх/низ - пара полярных противоположностей, вероятно, самая важная и наиболее широко распространенная система из всех символических дуалистических систем. Верхняя зона неба настойчиво приписывается «высшим силам», богам или Богу и ангелам, в то время как земля остается сферой смертного человечества.
Вертикальный порядок человеческого космоса часто требует центральной оси мира или мирового древа, связывающего эти этажи. Верхняя сфера представляет чаще всего сферу духа, нижняя - сферу материи, и человек осознает себя «существом двух миров», среди которых он должен найти свой путь.
Кроме того, символический подтекст «креста» расширяется и такими противопоставлением как «право - лево». Эти две стороны образуют дуалистическую систему. которая чаще всего (но не всегда) предпочитает правую сторону и рассматривает ее как позитивную.
Таким образом, «крест», является символом некой «отправной точки», «пересечением путей», тем местом, где все дороги сходятся, то есть центром в мироздании. Все эти признаки он переносит и на два другие символа, находящиеся рядом с ним, в одном парадигматическом ряду, отсюда и знак равенства между ними.
Интересно также пересечение в значении «дерева» и «креста», подтверждающее сходство между этими двумя символами.
Символ «колесо» несколько выпадает из общего ряда значений. Но необходимо отметить тот факт, который объединяет «колесо» и «Крест». Это сходство по форме: колесо, надетое на высокий шест, напоминает крест. Кроме того, спицы этого колеса делят его на четыре части, обозначая тем самым годичный цикл, а зажженое колесо являлось символом Солнца и тем самым замыкало нашу общую схему, объединяя две пары противопоставлений.
Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что символика данного обряда сложна и многогранна. Она объединяет в себе различные традиции и взгляды, которые менялись на протяжении времени, наслаивались один на другой. Немаловажным в данной ситуации оказался и географический фактор, а также переселение народов из различных областей и регионов. Но тем не менее все факторы и символы призваны подтвердить одну идею, основную идею обряда - очищение от сил зла, нечистоты духовной и телесной. Кроме того, важным является и то, что произошло смешение народных и христианских традиций, что привело к своеобразию и неповторимости данного обряда.
Никольская Т.М. Семиотические аспекты Купальского обряда.
1 comment