Предыстория народной деревянной скульптуры
А.К. Чекалов Издательство «Искусство», 1974 г.
Образы священных животных еще в глубокой древности слились с некоторыми предметами домашнего обихода, которые служили ритуальным целям или нуждались в особой защите. Одним из древнейших типов ритуальных предметов являются жертвенные сосуды из дерева в форме животного или птицы. Несомненно, культовое значение имели уральские ковши и черпаки II тысячелетия до н.э. в виде лебедя, гуся, болотной курочки, утки, а также сосуды в виде четвероногих. Такие же предметы из дерева найдены в Сарнате (Латвия) (II тыс. до н.э.) и в других местах. Тождественны по форме и славянские сосуды IX—XII веков из Старой Ладоги, Новгорода и некоторых курганов. «Такого рода сосуды,— замечает академик Б. А. Рыбаков,— вызывают в памяти свидетельства древних авторов о священных трапезах и тризнах славян.
Пережитки их еще до недавнего времени сохранились в обычае торжественного убоя животных и общей трапезы в Ильин день. Жертвенные ковши закладывались в основание фундаментов зданий вместе с головой принесенного в жертву животного. Такой обычай существовал в Новгороде еще в середине XIV века». В одном из раскопов в Новгороде были найдены два бычьих черепа с рогами, но без нижних челюстей, расставленные на один метр один от другого. Между ними лежал деревянный ковш, перевернутый вверх дном. По утверждению В. Седова, это остатки скотоводческой братчины. В другом жертвоприношении, открытом в 1953 году, найдено девять ковшей.
В отличие от первобытных сосудов жертвенные ковши Древней Руси не имели целиком зооморфной формы. Скульптурно вырезывалась только голова животного или птицы, как бы повторявшая облик той головы, которая приносилась в жертву. Братчинные ковши Новгорода завершались головами коня или петуха. Однако наиболее характерной формой древнерусских деревянных ковшей были, по-видимому, сосуды, имеющие вид плавающей уточки. Именно такие ковши послужили, вероятно, прототипом известных серебряных сосудов, впервые возникших в Новгороде в XIV веке, а затем изготовлявшихся и в других городах. Деревянные братины в форме лебедя употреблялись в храмовые праздники в сельских церквах для общественного угощения пивом.
В обрядах свадьбы у русских крестьян, как у ряда других народов, важную роль играл резной ковш или братина. Перед приездом свадебного поезда в доме невесты ставят на полати братину с водой, чтобы жених непременно прошел под ней, входя в избу, а после этой водой умывается невеста, наряжаясь на вывод.
Встречают жениха братиной пива, причем он особенным образом трижды зачерпывает и высоко поднимает ковш. На свадьбе «женихова и невестина свахи идут с разных сторон с большими чашами браги в руках: кто прежде перельет часть своей браги в чашу другой свахи, той стороне будет принадлежать болыпина в браке». В норвежских деревнях сохранился близкий обычай угощения невесты ее свекровью по возвращении из церкви после венчания. Прежде чем молодая слезала с лошади, ей подносилось вино в маленьком точеном ковшичке, называвшемся «невестин ковш». Выпив вино, невеста должна была кинуть ковш через крышу дома. Она могла кидать до трех раз. Если у нее не получалось — это сулило чете болезнь. Но опасность можно было своевременно устранить, если, войдя в дом, молодая немедленно шла к очагу и трижды хлестала деревянный конек, увенчивающий печной столб.
Деревянный ковш являлся обычным предметом в составе приданого. Свадебные ковши и братины украшались резными изображениями уточки или лебедя. Те же символы повторяются в ритуальной скульптуре из теста. «Когда жених приезжает к дому невесты, его встречают «хвороснями»— двумя тонкими пирогами. На одном, верхнем, — уточка из теста, посаженная в мох и цветы». На сговорках подносился круглый пирог с изображениями двух птичек. Свадебное печенье в Костромской губернии называлось «советниками)) и представляло собой вылепленных из теста птиц и животных, укрепленных на лучинках. Однако наибольшее значение на свадьбах имели резные солонки в виде уточек. Такая солонка, по замечанию Г. С. Масловой, считалась семейной ценностью, никогда не продавалась и играла большую роль в свадебном обряде. Птицу эту изготовлял обычно хозяин дома, невеста брала ее в дом мужа, где солонка считалась ее собственностью.
Солоница с солью ставится в определенном месте перед женихом и невестой во время смотрин, на «рукобитье» и в разные моменты свадьбы. Например, солоница устанавливается на каравае хлеба, а по бокам помещаются два рыбника. В другом случае ритуальное сочетание: сырой гусь, хлеб и солонка с солью. Наряду с ковшами солоницы входят в состав девичьего приданого.
В Пермской губернии крестьяне верили, что если случится оставить на ночь какой-либо напиток в непокрытой посуде, то он будет уже негодным к употреблению. «Его выливают скоту или просто на двор, говоря: «Кому ее надо? Пастью ночевала». Поэтому деревянные сосуды всегда имеют либо крышки (туеса, жбаны, кружки, ведра, кадки), либо «защитные» зооморфные изображения.
Скульптурное оформление деревянных ковшей, солониц, ендов отличается богатством вариантов. Преобладают мотивы коня и птицы, но трактованные так фантастично и загадочно, что возникает мысль об иных образах, повлиявших на сложение местных северных типов. Рукоятям ковшей Белозерского края часто придают обобщенные очертания конской головы с угловатым широким срезом. Можно предположить, что в основе этого типа лежит драконовидная форма, хорошо известная по находкам в Новгороде. Образцы XVIII —XIX веков сохранили в измененном виде некоторые особенности ранних прототипов X—XII веков: четко обозначена пасть и уши рельефом, зарубками или росписью показана орнаментальная грива, заменившая собой плетенку скандинавского характера, украшавшую ковши-драконы (один из этих древненовгородских фрагментов Н. Н. Померанцев считает изображением головы медведя). Совпадает и общий силуэт рукоятей.
В белозерско-кирилловских солоницах XVIII —первой половины XIX века варьируется причудливая форма птицы с пышным петушиным гребнем, утиным хвостом и бараньими ногами.
Из средних районов Вологодского края происходят широкие сосуды, рукояти которых похожи на приплюснутые головы змей.
В районе реки Ваги в XVIII — первой половине XIX века встречались удивительные солоницы в виде птиц-коней с непомерно высокими шеями. В восточных частях бывшей Вологодской губернии среди смешанного русско-зырянского населения в XIX веке были распространены небольшие ковшички с зверино-птичьими головами в качестве ручек. Эти резные головы во многих экземплярах дополнены хохолками, коронками, гребнями, горбами, рожками, выпуклыми глазами. Часто одна из ручек имеет форму конской головки, другая—птичьего хвоста.
0 comments