«ПОКРОВ День» или «Подкузьмила девка парня!»

,October 1, 2015

Покров (Зазимье, Покрова Матiнки-Землi (укр.), Покрова (укр.). В народной традиции в Покров отмечается встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывают с первым инеем, и первым снегом, который «покрывает» землю, указывая на близость зимних холодов: "На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается".

Снег, устилающий поля в зимние месяцы, возбуждал представление о белом покрове, в который одевается земля. Народные загадки называют снег — скатертью: «У нас на молоду (при начале зимы) скатерть бела весь мир застлала (или: одела)»; «матушкина столечника не скатаешь». Согласно с представлением, что зима есть смерть природы, покров этот иногда называется саваном: «ни хилела, ни болела, а саван надела» (земля и снег) (Сахаров., II, 106; Послов. Даля, 1063 — 4: «Летел порхай (от порхать) по всем торгам, бел балахон — без пол кафтан, без пуговиц» (снег).

Примерно с этих дней начинали топить в избах, начинали работать пряхи и ткачихи. В этот день Домовой спать укладывается и в связи с этим связан ритуал «Запекания углов». Домового просят хранить тепло дома зимой, пекут специальные «блинцы» (блины небольшого размера), а первый блин делят на 4 части и разносят по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.

Сразу заметим, что образом Покрова в разных местностях Руси могут быть как мужские, так и женские олицетворения. Так, Д.Дудко предполагает, что в Покров, «1 октября, видимо, отмечался праздник Лады» (6).В этот день девушки просят Ладу о замужестве (а со времени насильственной христианизации стали просить и Богородицу). А Н.И.Толстой в своем словаре, говоря о праздниках Октября, отмечает: «Укр. Куприй. Празднуют «Покривного батька», т.е. отца св.Покровы» (1, с.359). К мужскому началу Покрова обращаются с просьбой о содействии и хозяева домов: «На Русском Севере с Покрова крестьяне начинали готовить дома к зиме: чинили избы: рус. «Чини избу до Покрова, а то не будет тепла», «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром». На Юге России и на Украине только с Покрова начинали топить избы, ср. укр.: «Покров! Натопи хату без дров». (2,с.127).

Покров считается девичьим праздником, одним из покровителей брачных союзов. И именно с этого дня начинаются регулярные девичьи посиделки. С него начинались «смотрины», «сговоры», и осенние свадьбы. Брачные мотивы этого праздника, равно как и брачно-эротическая символика слова «покрывать» (ср. покрывание как обозначение коитуса, а также покрывание головы на метафору брака, свадьбы), нашли отражение и в любовной магии. Сексуальный характер термина «покрывать», отражается в постоянной игре на значениях слова Покров, ср.: “Девка не без жениха, горшок не без покрышки” (Даль, 1955, III, с. 247). Ложась спать в канун Покрова, девушки просят: «Покров-покровище, покрой верховище» (2,с.128). Исходя из этих заговоров – обращений, автор словаря предполагает, что: «Покров – бог, которому молились незамужние девушки, дабы тот даровал им муженька, покрыв их голову убором замужней женщины. Его праздник назывался Покрова».

Исследователь нашей старины П.Снегирев также приводит обращения как к мужскому, так и к женскому образу Покрова: «Как свадьбы осенью начинаются, по большей части, с Покрова: то он почитается покровителем брачных союзов. Не только в великой, но и в красной Руси сельския невесты приговаривают: «Батюшка Покров, мою голову покрой!» или «Матушка Пятница Параскевия, покрой меня поскорее!» (3, с.128).

Покров в языческой инициации, перехода девушки из положения девичества в замужнее связывался и с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время древнейшего свадебного обряда. Как известно, христианство долго боролась с венчанием, но всё кончилось благополучно. Попы, видя сопротивление народа, переняли-таки языческую обрядность, обвесив её со всех сторон собственными нововведениями. А ведь совсем недавно венчание относилось к исповедальным грехам: «Или наузы носила еси. Венчалася ль еси с моужем своим (Вопрос женам. Требник ркп. XVI в., Соф.библ. №1088, л.360-361, по Сборн., ркп. XVI в., Импер. Публ. библ. № (Q. 1) 729 л.)».

От «покровских» дней, в преддверии церковного «Космы и Дамиана», проводили смотрины невест. Если всё складывалось удачно, то говорили: "Подкузьмила девка парня!". От Покрова начинались более близкие знакомства молодежи (в народной терминологии - "жениханье"), совместные игры и ухаживания, создавался прообраз свадебной игры. Среди главного угощения «кузьминок» - свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша. Уж не оттуда ли пошли насмешливые выражения: «Лапшу на уши вешать», (то есть, выдумывая и рассказывая небылицы, расхваливать невесту), и «Заварить кашу» (а как известно, «кашей» назывался и свадебный пир. Например, по древним летописям известно, что на свадьбе Александра Невского дважды «кашу чинили» - одну при венчании в Троице, другую - в Новгороде.).

Девушки старались провести праздник Покрова весело, так как считалось, что "если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь". В этот день они не работали, одевались в нарядную одежду, собирались в специально снятом для этого доме, танцевали: "барыню", "восьмерку", "русскую", "кадриль", "польку" и др.; пели песни:

"Покров праздничек приходит, Что-то нам он приготовит?
С другом милым ли венчанье, С нелюбимым ли страданье?
Иль велит в девках остаться, Замуж больше не собираться… "
(ярославск.; Балов А.В. 1901. С. 81 - 134).

Кроме танцев и песен устраивались игры. Так, в Кежемской и Пинчугской вол. Енисейского у. Иркутской губ. девушки бегали "нарятчикам" - "наряжались потехи ради, посещая в таком виде вечереньки". Иногда устраивалось угощенье, часто оно носило характер складчин. На Покровскую вечерку к девушкам приходили парни, приносили конфеты, пряники, орехи. На подобных вечерках замечали, какой парень за какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та девушка, которая получала в праздник Покрова от парня какой-нибудь подарок, за исключением ножниц и иголки:

"Если миленький колечко Подарит в Покров любя,
Должно знать, мое сердечко, Полюбилась ему я".
(Балов А.В. 1901. С. 81 - 134).

О таких беседах говорили: "женихаются". Если девушка не выходила замуж около праздника Покрова, то говорили: "Не покрыл Покров, не покроет и Рождество".

С Покровом связывались и традиционные девичьи гадания о замужестве: считали колья в заборе, слушали на перекрестке и мн.др.» (2, с.128). Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники - положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: "Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися" (ярославск.). При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин.

Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из "вороженного" льна, то понравившийся ей парень полюбит ее. В Вологодской и в некоторых других губерниях крестьянские девушки, мечтающие о женихах, ткали ко дню Покрова "обыденную пелену". Собравшись вместе, исполняя подходящие для этого случая песни, девушки теребили, пряли и ткали "пелену" (холстину), стараясь закончить работу в один день.

О гадании, в том числе и на Покров, по горящим свечам и лучинам говорит А.Афанасьев (5): «...девицы гадают так: каждая приносит свою восковую свечу, отмечая ее каким-нибудь значком, и потом зажигают их одновременно: чья свеча горит ясно и плавно, у той жизнь будет тихая, безмятежная; чья горит с треском и меркаючи, той придется испытать много беспокойств и горя; чья свеча догорит первая, той девице умереть прежде всех, а чья догорит последняя — той долго жить. В других местностях гада¬ние это совершается по зажженным лучинкам, с припевом: «жил-был курилка, да й помер!» Курилка (от глагола куриться — гореть) означает лучину, которая живет, пока горит, а погасая — умирает.
На Покров говорят: «Какова погода на Покров - такова и зима»; «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»; «С Покрова зима зачинается».

В день Покрова совершается ряд охранительных действий. Так, раньше молодые женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели, таким образом молодухи старались уберечь себя от "призора недоброго глаза". Для предохранения от зимней простуды маленьких детей обливали на пороге дома водою сквозь решето. Старухи сжигали изношенные за лето лапти, считая, что исполнив это, они "прибавят себе ходу на зиму". Сегодня, конечно, нет соломенных постелей и нет печи в доме для символичного возжигания огня. В Покров День достаточно зажечь свечу с пожеланиями к Божеству-покровителю – Ладе или Покрову-батюшке. Если есть возможность, сжечь на небольшом костре какую-то личную старую (отжившую) вещь, вложив мысленно в неё то, от чего хотим избавиться: от болезней и неприятностей, суроков и призоров, да мало ли… у кого что.

Вопрос о «конкретной» дате Покрова дня не имеет смысла. Это не 1 Мая и не 8 Марта. Церковный праздник «покрова Богоматери» 1 октября, установленный в подмену Славянскому Покрову, никакого отношения к Славяно-Русской традиции не имеет. Пусть останется на совести изворотливых архиереев (одни чудеса с перекрашиванием омофора на иконах чего стоят).
Но если однажды утром, выйдя во двор, вы увидите первый иней после заморозка или свежий выпавший снег, просто восхититесь вечным вращением Коло Природы. К нам пришел Покров!

Литература

1.«Славянские древности», словарь, под ред. Н.И.Толстого, РАН, 1995, т3
2. «Энциклопедия языческих богов». А.А.Бычков 2000г
3. П.Снегирев. Русские простонародные праздники, Выпуск 4, 1839 г.
4. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. 1993 г.
5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Часть 5, 1869 г.

Автор: Пересвет (Виктор Болтёнков)

Share: