Подготовка к колдовскому посвящению

,April 24, 2015

В книге И. Сахарова «Сказания русского народа», в главе «Сбрызгивание», приводится очень интересное описание подготовительных действий перед ведовским посвящением, которые сам Сахаров со свойственным ему христианским высокомерием именует «смешными». Желающий пройти посвящение в хитрую науку должен три дня париться в бане, три дня голодать и в заключение три дня ходить с непокрытой головой. Голодание и паренье в бане в комментариях не нуждаются, а вот хождение без шапки может действительно показаться смешным и суеверно бессмысленным.

Но только для современного человека, не знающего традиционной культуры славян и других европейцев. А шапка в традиции имела особое значение. Сейчас её одевают только чтобы защититься от холода, а вот раньше шапка для взрослого мужчины, была знаком социального статуса как полноправного члена общины, прошедшего все возрастные и социальные инициации, и шапка не снималась с головы даже летом, в отличие от подростков, для которых шапка была лишь средством защиты от холода и в теплое время года не носилась. Появление взрослого мужчины на улицы без шапки вызывало презрение и насмешки.

Шапку не одевали только в доме в присутствии домочадцев, а вот если в дом неожиданно нагрядывали гости, то хозяин дома, если был не одет, спешно и в первую очередь нахлобучивал на голову шапку и уже потом все остальное. Пусть лучше пришедшие увидят хозяина в нижней рубахе и подштанниках, но никак не без шапки! Кроме того, шапку также ломили с головы во время встречи с вышестоящим на социальной лестнице, что означало с одной стороны уважение, а с другой демонстрировало подчинение младшего перед старшим (также, как и опускание взгляда перед вожаком в стае хищников). Пережиток данного обряда в городе – это приподнимание котелка над головой при встрече джентельменов, как приветствие и проявление взаимоуважения.

Для человека, знающего об этих обычаях, смысл данного обряда становится очевиден и понятен:

Во-первых, посвящение в ведовство - это всегда выход за границы социума, за грань повседневности, в том числе и обыденных, повседневных представлений. И этот выход был не только внутренним, т.е. как изменение сознания и своего отношения к миру, но и внешним: как известно, большая часть ведающих зачастую даже жила на окраине деревни, общины, то есть, на границе между человеческим социумом и миром дикой природы. В этом смысле, хождение без обязательного головного убора означает демонстрацию готовности выйти за рамки социальных ограничений и табу. И соответственно, если человек боится показаться смешным перед обществом, боится выйти за грань условностей, тогда о каком ведовстве можно говорить?

Во-вторых, так как ведовская инициация - это обретение связи с определенным Богом и духом (или сразу с несколькими духами), то, соответственно, хождение без шапки перед посвящением - это демонстрация подчинения, признания старшинства над собой данных сущностей, хотя бы только потому, что данные сущности становятся наставниками для неофита. Роль колдуна, проводящего обряд посвящения, минимальна: он просто становится вратами для неофита и духов, а вот духи непосредственно производят трансформацию, как сознания, так и физического тела неофита. Это то, что в этнографии известно под названием «шаманская болезнь». Не стоит забывать, что посвящаемый прекрасно знал, что посвящение в колдовство, знахарство - это обретение связи с духами, или, как еще недавно говорили, с «шутами», «чертями».

Но вот в чем проблема: в наше время ношение или не ношение шапки ничего не означает. Таким образом, данное действо как формальный обряд теряет всякий смысл для современных людей. Думаю, в контексте данного обряда, имеет смысл просто сознательно делать ошибки, выставляя себя в смешном свете перед обществом. Или еще более лучший вариант: три дня молчать. Резкое исчезновение у вас дара речи - это прекрасный способ шокирования окружающих, да еще и хорошее средство для набора и сохранения внутренней Силы, которая, ой, как пригодиться во время инициации. К тому же, молчание - это отличное средство для вхождения в состояние отрешенности от мира и обретения смирения (смирения НЕ в христианском смысле этого слова!) перед сущностями, проводящими посвящение. Таким образом, подготовка к посвящению в данном случае занимает три этапа по три дня, то есть девять дней, а девять, как известно одно из поминальных чисел. Очищение тела и души, выход за пределы общественных шаблонов, все это настрой на умирание.

Share: