Огонь в Купальском обряде
Центральным и наиболее значимым является образ огня.
Еще в древности люди видели в огне стихию, кажущуюся живой, родственную с небесным пламенем - огонь прогоняет нечистую силу тьмы и холода, как и молнии, разбивающие темные тучи, дарующие земле теплые и ясные дни и урожаи. Множество поверий и обрядов и до настоящего времени живут в народе и свидетельствуют о поклонении огню, как божественной стихии. Наиболее часто он символизирует домашний очаг, воодушевление и Дух Святой, который в виде языков пламени одухотворил в первую пятидесятницу апостолов. Возгорание нового огня с началом нового года в Древней Мексике являлось сакральным актом.
То есть огонь - элемент греющий, освещающий, это некое божество, угасание которого является знаком бесплодия и перехода счастья и изобилия в доме в чужие руки.
Кроме того, огню приписывались и очистительные функции, а вместе с тем и целебные свойства. Огню приписывается очищающее воздействие («очистительное пламя»), свойство уничтожать зло, злых духов, лишать телесности ведьм и других демонических существ. Он как бы противодействует мраку и холоду и отгоняет демонов всяких бед и болезней. Не случайны и слова, которыми сопровождается зажжение огня:
Разыдись темно,
Разгорись добро,
Засверкай светло,
Яри ясное,
Солнце красное....
Чаще всего огонь рассматривался как мужская субстанция (в противоположность воде как субстанции женской) и как символ жизненной энергии, сердца, оплодотворяющей силы, просветления. Не случайно и сравнение с солнцем - символом теплоты, света и радости.
Но особенно важное значение приписывалось огню, который добывался трением из дерева, так как «тем же образом древнейший миф представлял вожжение богом-громовником небесного пламени, грозы. Такой огонь назывался на Руси древесным, лесным, новым, живым, лекарственным или царь - огонь». Огонь - единственный из всех элементов, который человек может воспроизвести сам, подручными средствами. Это тем более важно для нас, что во время празднования Ивана Купалы огонь добывался именно естественным путем, т.е. трением дерева об дерево. Это пламя считалось спасительным от всех болезней, очистительным. Этим же огнем зажигались и костры в купальскую ночь, прыгая через которые люди надеются оставаться здоровыми весь день.
Кроме того, к помощи живого огня прибегают каждый раз, когда есть смертельная опасность для населения или случается падеж скота. В таком случае просят священника совершить молебен и обойти с иконами и хоругвями вокруг населенного пункта. При этом для зажжения кадила и свеч, используется именно живой огонь, добываемый трением. Из церкви этот огонь разносится по домам и хранится очень бережно, как средство против мора.
Также сохранились свидетельства, что живой огонь добывали через трение колеса: «брали тележное колесо, вставляли в его втулку дубовую ось и вращали с помощью веревки; костер разводился в воротах, в которые и выгонялось зараженное стадо».
Тем не менее, господствующее почитание «животворного пламени» доказывается и идущими от античности традициями факельных шествий, и обычаем зажигать на праздничном столе свечи при наличии электрического освещения для придания красоты и торжественности. При совершении церковных треб: венчании, крещении, причащении и т.д. свечи играют важную символическую роль носителей божественного света.
Таким образом, очистительное значение огня, прогоняющего темную, демоническую силу и вместе с ней все греховное, нравственно нечистое явилось подавляющим, оставив за собой право быть основным значением огня в данном контексте и пройти сквозь время в подобной функции.
Никольская Т.М. Семиотические аспекты Купальского обряда.
0 comments