Очищение жилья и «своего» пространства
Цель «очищения» - как профилактические мероприятия, так и очистительно-восстановительные (нейтрализующие угрозу). В каждом конкретном случае речь идет либо о магической «профилактике» вредоносного воздействия или же об «очищении» от него. Какого-либо различия в обрядности здесь нет. Идентичными оказываются не только внешние формы разных типов магических действий, но и их семантика. Существует также множество «пограничных» случаев, когда опасное событие уже произошло, но его результат еще не наступил и может быть предотвращен.
Например, некая вредоносная сила уже находится в наше жилище, мы об этом или знаем или догадываемся. Наша задача – не допустить её «включения». Вредоносное воздействие - это непрерывно длящийся, постепенно разворачивающийся во времени и пространстве процесс, приводящий, в конечном счете, к своей «основной» трагической развязке («дом сгорел»). Все промежуточные этапы этого процесса так или иначе расцениваются с позиции необходимости и возможности предотвращения этой главной «конечной» беды.
Поэтому наша цель состоит не только в том, чтобы предотвратить (не допустить) потенциальное вредоносное воздействие (особенно в тех случаях, когда момент перерастания потенциальной угрозы в реальную точно не определяется), но также в том, чтобы полностью прекратить (нейтрализовать) это совершающееся в настоящий момент вредоносное воздействие. Не случайно севернорусский диалектизм «оберег» употребляется в значении не только «недопущения», но и «разрушения вредных чар» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка ).
Известна у Славян очистительная «магия первого дня» окуриванием жилища в Новый год, «чтобы весь год не заводилась нечисть» (Виноградова Л.И., Плотникова А.А.). Имеются сведения об обряде окуривания дома и помещений для скота ладаном в «святой» (новогодний вечер, «керечун») в селах закарпатья («Советская этнография, 1948, №1).Кроме этого, жилище, дом окуривали и в профилактических целях, при новоселье (Словарь «Славянские древности», 2004). Восточные славяне применяли окуривание жилищ купальскими травами, например, белорусы - от порчи, от дурного глаза и пр. В Витебской губернии окуривали дома травами, если подозревали, что там побывал человек с дурным глазом или ведьма (Е.Р.Романов, «Быт белоруса», 1912). На северо-востоке России маленькие костры, имеющие преимущественно профилактический характер, разводили прямо на полу в доме на металлической заслонке или сковороде.
Дыму трав придается очистительный и обереговый смысл. Через костры, тлеющие травы переносили детей и перешагивали сами, а также окуривали дымом весь дом (Агапкина, Зеленин, Соколова). В зимние Святки дома и дворы окуривали полынью, чтобы преградить в усадьбы путь нечистой силе (Н.В.Будур).
Когда очищают жилище?
1. После родов, для профилактики вредного воздействия и защиты новорожденного и его матери.
2. После посещения непрошенных нежеланных гостей.
3. После выноса покойника
4. После завершения зимних Святок. Во время ранневесенних праздников (Масленица, Ярило), перед осенним Радогощем.
5. Окказионально (например, после первого кукования кукушки или крика удода)
6. Появление в квартире предметов неизвестного происхождения: иголок в дверных косяках, оконных рамах и в мягкой мебели и т.п.
7. Если в Вашем доме, семье, начались и преследуют неприятности.
8. Если в доме поселились раздражительность, злоба, плохой сон, беспокойство и беспричинная тревожность.
9. Для защиты дома от внешних воздействий (ударов молнии, грозы).
Прежде, чем очищать «энергетику» дома, избавляться от наведённой порчи, чар, засилия злых и болезненных духов, банально приводим его в порядок «генеральной уборкой». Порог дома и вход в него – наиболее опасное место. Именно с порогом, как и воротами, связано много поверий, заговоров и обрядов. Порог и дверь непосредственно и конкретно указывают на разрыв в пространстве; и именно в этом их важное религиозное значение, т. к. вместе они являются символами и средствами перехода (Мирча Элиаде. Священное и мирское). За порогом и главным входом следуют все «открытые» места - окна, балкон, вентиляция, вытяжки, дымоходы. Нам известен например, такой способ порчи, как «на ветер». Для проникновения в наш дом человек злой может использовать… даже почтовый ящик. Любой предмет у порога, оброненный не Вами, может быть потенциально опасным. Обметая или обмывая порог дома, никогда не заносим мусор и воду обратно в дом. Сразу – в мусоропровод, на землю там, где не ходят люди. Любая вещь, подаренная нам или найденная нами принесла в себе свою «историю», энергетику, помыслы людей, через чьи руки они прошли. Очищаем. Любым способом, любой из стихий. Мало ли… Никогда не храним треснувшие, битые зеркала и кухонные предметы. Обязательно избавляемся от отжившей, выполнившей свою задачу старой одежды, не храним её «на всякий случай». Она сохранила в себе не только наши «светлые моменты жизни.(Агапкина Т.А). Выбрасываем, не сожалея, либо оставляем там, где часто бывают люди неимущие. Избавляемся от хлама в период от заката до восхода солнца, в тёмное время суток.
Об «обрядах очищения от предполагаемых злых влияний, проникших в жилище» посредством ритуального окуривания или омовения упоминает Токарев С. А. (Сущность и происхождение магии). Минибаева З.И. (Народная медицина башкир) говорит о распространенном у башкир изгнании злых духов и болезней из жилищ окуриванием и даже холостой стрельбой из ружья по углам дома. Способами очищения (и профилактической защиты) жилища в Полесье являются– обметание (выметание) в направлении от центра дома к порогу (от дома), обрызгивание водой углов, обход дома со свечой (Агапкина Т.А.). Причем веник для этого изготавливался новый. Собранный мусор (восточнобалканский обычай)не выбрасывается, а сжигается в специально разведенном костре.
Время: Основная часть очищения должна проводиться до восхода Солнца. «В великий четверток... платия моют до солнца и моються сами и прядут и ткут и масло вертят и устойки снимают и около скота волхвуют и с камением и железом и сковородою...» (Румянцевский сборник XVIII в.). Шаманские практики проводят обряды очищения жилища на «убывающей» луне.
При всем многообразии используемых при очищении жилья атрибутов, предметов, каждый раз мы должны самостоятельно определить, что нам понадобится в каждом конкретном случае. Выбрать, исходя из сакрального характера используемых в процессе очищения вещей, их четко выраженных обереговых и очистительных функций.
Сакральность предмету может придавать и его предыдущее использование в календарном обряде. Случаи вторичного применения обрядового атрибута «особенно многочисленны в магических ритуалах охранительного, отгонного свойства. При этом, как правило, семантическая связь реалии с первичным обрядовым текстом хорошо осознается, и именно она сообщает вторичным ритуалам особую сакральность и магическую силу [Толстой, 1995]. Такими предметами может быть, например, зола из костра капища (собранная после праздничных обрядов).
В зависимости от того, в каком объеме мы будем проводить ритуальное очищение, могут понадобиться:
1. Вода. Вода народных верованиях одна из первых стихий мироздания, источник жизни и средство магического очищения (Костомаров, Н. И. Домашняя жизнь и нравы велико-русского народа в XVI и XVII столетиях). С принятием христианства и утверждением христианских догматов качественное содержание ее восприятия не меняется, подменяется только внешнее оформление ее использования. Так, вместо «Живой» Воды особенно широко практикуется использование «святой» воды (крещенская вода, освященная во время специальных молебнов, взятая из «святых» родников - что вообще нонсенс от христианства) или полученная в результате соприкосновения с различными предметами христианской атрибутики.
Самая лучшая вода – взятая из подземного источника или колодца, реки. То есть вода, выпущенная Землёй. Вода способна «запоминать» информацию, менять свою энергетику. Многим знакомо такое понятие, как «молчальная» вода. То есть вода, набранная на ранней заре, до того, как она «услышит» голоса людей, и принесенная для обрядового действия в дом в полном молчании. В условиях городского жилища воду для очистки жилища желательно приобрести в магазине, бутилированную, взятую из источников. Но эта вода тоже требует «очистки», ибо по пути к Вам уже вобрала в себя информацию от десятков людей – и хорошую и плохую. Самый простой способ – пропустить через самодельный угольный фильтр (очистить Землёй) или заморозить в холодильнике, то есть «стереть» наведённую информацию, после чего разморозить, обратив её в «талую». Шаманы в ходе очистительных обрядов добавляют в воду соль, так как придают ей очень важное значение.
2. Пояс. Пояс любой, из природных тканей (хлопок, лён).
3. Соль. Соль наделяется двойственным эффектом: укрепляющим, придающим твердость и одновременно защищающим от порчи, сглаза, отгоняющим любую «нечисть». Наиболее эффективна в обряде очищения «Четверговая» соль.
4. Зёрна культур белого цвета (Рожь, Овёс, Пшеница, Рис).
5. Два веника (или метлы). Старый и новый.
6. Бубен, колокольчик, трещотка.
7. Нож или топор, но только - кованые.
8. Курильница (Кацея, кация, позже – кадило, кадильница). О древности сосудов говорят археологические находки, начиная с III в. До н.э. (Археология, этнография и антропология Евразии, 2007 г.). В качестве кадильницы могут использоваться лемех от сохи или кочерга, черепица (болг.), печная заслонка, куб с отверстием (рус. диал. куряшка), черепок от глиняной посуды, горшок, сковорода, изношенный лапоть (рус.), например, с правой ноги (вологод.), деревянное корытце (словац.-карпат.).
9. «Громничная» свеча. (Свеча, изготовленная и освященная по народной (языческой) традиции на Сретенье, Громницы).
10. Уголь древесный.
11. Сбор трав или один вид. Травы желательно собранные и высушенные самостоятельно. Можно приобрести и в аптеке.
Обратим внимание: всё, что остается от ритуального очищения, никогда не выбрасываем в отхожее место! (Сарагерел, Зов шамана). Всё собираем в отдельную посуду или пакет, после чего выносим наружу дома. Затем либо сжигаем в отдельном костре, либо закапываем в землю.
Практика.
Учитывая, что во время проведения обрядного очищения жилища, мы вступаем в противоборство с силами, которые нам чаще не ведомы, необходимо осуществить некоторые защитные действия. Помним, что этот обряд носит заговорно-заклинательный характер, в ходе которого мы начинаем общаться с представителями чужого (враждебного) пространства.
Открываем форточки, а по возможности – окна, и входные двери. Тем, кто не принимают участие в уборке, желательно покинуть дом. Зрители нам не нужны.
Очищаемся, обмываемся водой. Если нет проточной, речной, то лучше – приобретенной в бутылях, из природных источников, с любым заговором, приговором. Например:
- Матушка чиста водица, Смой-сыми ты с (имярек) все боли, все хвори, все чужие наговоры, (Волхв Велеслав, Вещий словник).
Где расположиться? В избах старой постройки волхв (знахарь) вставал под матицу, в середине пространства дома. [Узенёва, 2004] . Выбор матицы в качестве рубежной линии неслучаен: в отличие от других пограничных локусов (порог, дверь, сени, ворота), матица осознается самой надежной: «Прочность и непроницаемость границы, проходящей вдоль матицы, самая высокая» [Ившина, 2000]. Именно матица воспринимается и как связующее звено и как граница между этим и «тем» светом. В условиях городской планировки мы сами должны определится, что является этим пограничным местом. Вариантов два: либо основная балка жб конструкции, либо место, в котором Ваше сознание, ход мыслей, неожиданно меняют направление. Как найти? Зажгите громничную свечу и не спеша двигайтесь с ней по квартире, по всем комнатам. Думаем о предстоящем обряде очищения, о том, чего мы хотим достичь. В какой-то момент наши мысли вдруг «перескачут» на что-то неожиданное. Вдруг вспомнится что-то давно забытое, вдруг резко изменится настроение, в общем, произойдёт нечто. С местом пределились. Собираем в это место всё, что понадобится для ритуального очищения.
Бросаем на пол старый веник, который потом выбросим. Мы им пользоваться не будем. Если ритуальное очищение проводит женщина, то ей желательно распустить волосы и полностью раздеться. В традиции неоднократно отмечаются именно такие способы отгона нечистых духов (опашка и др.). Например, в Вологодской губ. существовал обычай, при котором нагие женщины, для обережной защиты дома, до восхода солнца три раза объезжали дом на клюке (Жарникова С.В.). На себе можно оставить только Славянские обереги, относящиеся к языческой традиции. Всё остальное, увы, придется снять. Откровенно противоречивая атрибутика будет мешать нашим действиям и даже противостоять им.
Вяжемь науз (узелки на нити), который необходимо хранить при себе, пока не закончите очищение (например, повязать на запястье). Одновременно с вязанием науза-оберега (красная нить) произносится заговор, который нам «по душе». Например, хотя и длинно:
- Стану аз, (имя .речётся), по утру, по белу свету, Обойду по дому своему. Предки по окнам, чуры по углам. В каждом углу по чуру стоит, В самых дверях Белбог сидит. Светлая роса на кровельке. Огонь жарок отъ земли до небеси. Круг моего дому тын железный.' Всегда светло дому моему. Выду аз, имя речётся), избы дверьми, ис двора воротьми, стану аз на восточную сторану. На востоцьной сторане ес(ть) синее море, В синем море окияне плавает яр-ярый птица гоголь, ни вода, ни роса на нем недержится. Принесу аз требу чистую, попрошу Белбога Светлого, что б ни порчи, ни уроки, Ни прикосы, ни призороки не держались бы на мне, (имя речётся), Белбог, наказатель и учитель, и заступник, сохранитель, помози мне (имя речётся). Зову тебя и к себе на помощ(ь) призываю, собирай добро мое во едино место, чтоб друг за другом, а над всеми Белбог. Крепко- накрепко завяжу Помощь и благодать. (три раза) Отъ востока до запада, отъ сивера до лёта, отъ лета до сивера, отъ запада до востока.Воймя Рода, во Родных Богах проявленного! (три раза)Пусть мои слова крепче дерева тверды, стали и булата.Будьте мои слова крепки и емки, как ключи подземельные. Завязываю на том! (Боянова О. Наузы. Славянская магия узелков).
Вместо науза можно использовать пояс (опоясаться). Ритуальное (не повседневное) подпоясывание – в народных представлениях -источник жизненной силы, использовался в качестве оберега. Суть оберега заключалась не столько в самом поясе, сколько в той форме, которую он принимал после подвязывания с определенным заговором-оберегом, – здесь образуется целостная замкнутая, законченная система, не имеющая ни начала ни конца, своего рода кокон, ограждающий его владельца, находящегося внутри, от возможных внешних воздействий (С. А. Кабатов. Первичный анализ обрядовых действий…).
После этого переступаем, перешагиваем через брошенный на пол старый веник, в котором скопилось многое из того, от чего мы чистим дом. Теперь этот веник олицетворяет темное начало (зло), человек как бы отрекается от него, противопоставляя себя ему (Зеленин, Д. К. Восточнославянская этнография).
Этап Очищения.
1. Соль. Обыкновенная крупнозернистая соль чудесно убирает всякие энергетические загрязнения. Соль насыпаем в блюдечки и расставляем по углам жилища (которые являются одновременно внешними углами) на 2-3 дня. Через 3 дня мы вернемся к ней и соберем на старую, отслужившее своё сковороду, желательно чугунную. Нагреваем крупную каменную соль до треска. От высокой температуры кристаллы соли начинают разрушаться, а вместе с ними разрушается и негативная энергетика, которая была в доме. Остывшую соль уничтожаем только с выносом из дома. Соль без прокаливания можно использовать следующим образом. За 2-3 дня до предстоящей уборки в квартире, насыпаем её в наружных углах нашего жилища. Затем, во время уборки, сметаем с общей пылью-мусором. В некоторых областях соль с заговором бросают в горящую печь, где вместе с солью сгорит/исчезнет и негативное (Т.И.Панина, полевые материалы. Слово и ритуал…).Ритуалы с солью просты, не требуют долгой подготовки и могут применяться как самостоятельные, очень часто. Примечательно, что современные шаманы соотносят Соль со стихией Земля.
2. Как соль, так и зерна способны поглощать скверну и препятствуют ее повторному выходу. Очищение зерном практически не отличается от очищения солью, за исключением последней части: зёрна не прожаривают. Например, у бурятских шаманов всякое место от скверны очищается окуриванием, кроплением аршааном, посыпанием солью, песком и семенами. (Аршаан – вода или иная жидкость, «заряженная» энергиями духов и шамана. (Сарагерел, Зов шамана).
3. Огонь. Для открытого огня можем использовать древесный уголь (продается), поместив его на сковороду, или громничную свечу. Начиная от входной двери (порога), идём посолонь (по Солнцу, по часовой стрелке) вдоль стен нашего дома (квартиры). Левой рукой как бы «ощупываем», сгоняем, смахиваем на огонь всё, что незримо вредит нам из углов и вкруг дома. В правой руке держим чашу (сковороду) с огнём . Особое внимание уделяем углам, выходящим наружу дома и проемам, через которые в дом проникают «нехорошие» духи, наведенные проклятия, порча и т.п. Идём с приговорами. Профилактическое очищение дома от летних гроз часто осуществляется окуриванием громничной свечой или ветками вербы.
4. Открытый огонь можно заменить калёными ножом или топором, как вобравшими в себя силу огня. Ножом (или топором) «Сварожьим Железом» (Волхв Велеслав) отсекаем всё чуждое, болезненное, наведённое «лихим» человеком, от нашего жилища.
5. Бубен, колокольчик, бубенчик, трещотка относятся к шумовым символам-оберегам. Их звуки во время очистительного обхода пугают вредоносных духов и также способствуют очищению, изгнанию негативной энергии.
6. Обрызгивание стен, углов водой. О воде мы подробно сказали выше.
7. Обметание жилища веником (новым), свежей травой крапивы, чертополоха, другими обереговыми растениями дают тот-же результат «изгнания» хворей, болезней, наведенных несчастий.Обход заканчиваем вновь у порога дома.
Очистительным и восстановительным действиям, совершаемым во время обхода, сопутствуют приговоры (своего рода формулы изгнания, как и «вербные» приговорки), мотивы которых с точки зрения их семантической структуры основаны на противопоставлении «своего» и «чужого» пространств, а также их персонажей — по их принадлежности каждому из этих пространств. (Агапкина Т.А.). Смысл этих приговоров сводится к восстановлению первоначального порядка, возвращению каждого персонажа на свое место и предполагал несовместимость, невозможность сосуществования «своего» и «чужого»:
- Уходи всё злое, чужое! Яр-Огонь идёт, вас спалит и сожжет!
- Прочь вештица, ночница, злыдень с кикиморой! Вода-Матушка всех смоет, сгонит!
- Уходи от нас, чужой дед! У нас свой хозяин! Ищи свой двор!
- Что с чужого в дом пришло, пусть к тому и вернётся!
- Очищаю дом, выгоняю чары!
- С ветру пришло, на ветер и поди!
- С чадом, с дымом, вон из нашей хаты!
- Чур-Чурила, стар-престар, ты ходи-ходи, покаживай, ты води, води-поваживай, ты гляди, гляди-поглядывай, всяко зло от нас отваживай.
- Ах, ты гой еси, кикимора домовая, Выходи из горюнина дома скорее, А не то задерут тебя калеными прутьями, Сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют (избавиться от Кикиморы в доме не так-то просто).
И т.п.
Для изгнания «худых» духов повсеместно применяются и ритуальные приговоры-диалоги, разыгрывающие «сцены» уничтожения в форме диалога между двумя людьми: - Что жжешь? – Жгу порчу и злобу! – Ну так жги, чтоб сгорели! Часто разговор осуществлялся через приоткрытую дверь или окно. Из опасения навий, потусторонних сил, очищение дома после выноса покойника проводится сразу, путем рассыпания зёрен ржи по полу жилища (Яковлев Г. Пословицы, поговорки, крылатые слова, приметы и поверья, собранные в слободе Сагунах Острогожского уезда . 1905). Часто жилище и место, где лежал усопший, окуривают три вечера подряд дымом полыни, ели, можжевельника (серб, словац, болгар, з-укр., полесье.). Если в свое время очищение пространства после покойника не далали, желательно провести. Мало ли... Своей смертью он приоткрыл врата в мир навный. Что оттуда к нам пришло - неведомо.
8. Очищение с окуриванием. Примечательно, что окуривание помещения (как и предмета, человека, животных) совершается, как правило, до восхода солнца (реже — после захода), по ходу солнца (А.А.Плотникова). У нас уже готовы разожженные и затушенные до тления на курильнице (или на сковороде) угольки, на которые будем сыпать траву. Или готовые пучки трав. Если растения при сушке были связаны в пучок, то сначала поджигаем один край. Когда разгорится, задуваем огонь. Связка должна продолжать дымить. Держим пучок над каким-нибудь огнеупорным блюдом. Если же окуриваем измельченными растениями, то можно поставить в жестяную баночку свечу, накрыть сверху металлической сеточкой. Фантазия может быть разнообразной.Окуривание начинаем с себя – с ног и заканчиваем трехразовым движением дымящейся кадильницы вокруг головы (В.Я.Бутанаев. Бурханизм).
Как начнет дымить, начинаем двигаться от двери, по солнцу, по стенам,комнатам и окуривать. Задымленность должна быть очень сильной. Не бойтесь побеспокоить «своего» дедушку-Домового. «Свой Домовой этого зелья не боится» (Исторические записки ВГУ, 2013). Не забываем про заговоры-приговоры.
Заговор по окончании окуривания (можно свой):
- Выду аз, (имя речётся), в чисто поле, в чистом поле на путе на дороге есть святое море окияно, на окияни море есть черной остров, на черном острови стоит белой камень олАтырь, на том камени есть тридевять домов, один ис них мой. Я тут, а ты там — приди, батюшка, ко мне по углам! Домовой-соседушко, покрой меня, (имя речётся), кровом своим и крылома своима и огради наш дом отъ колдуна и отъ колдуницы, отъ ведуна и отъ вещицы, и отъ всякаго злаго человека, и отъ всякия злой притчи на воды и на земли. Отъ всякаго врага и супостата, и отъ злые притчи, отъ водянной и отъ земной, и отъ подземной, и отъ лешей, и отъ ветренной, и отъ посланой. Ото всякия порчи и уроков, и отъ призору, и отъ присмотру, и отъ трещащих, исподлоб(ъ)я глядущаго, и во след зрящаго, и сзади находящаго, отъ подмечика, и наговорщика, и заговорщика, и отъ всякаго колыванщыка, и отъ всякия жердины, и отъ всякия хоромины, и отъ всякаго бревешка, и отъ всякаго человека, отъ мужика и отъ женки, отъ отрока и отъ отроковицы, отъ кота и отъ кошки, и отъ котят, и отъ свин(ъ)и, и отъ поросят, и отъ собаки, и отъ щенят, и отъ всякия птицы, и отъ всякаго зверя, отъ всякаго лиха человека, отъ чернецов и отъ черниц, отъ белцов и отъ белиц, отъ мужиков и отъ женщин, отъ старово и отъ молодово, и отъ всякаго человека. Заговариваеся и замыкаеся дом мой, (имя речётся), десят(ъ)ю печатми отъ всякаго лиха человека, отъ тридевяти колдунов, и отъ тридевяти приговорщиков, отъ тридевяти приговорщиц, и отъ тридевяти смущенников, и отъ тридевяти смущенниц, и отъ тридевяти пещеряков, и отъ тридевяти пещериц, и отъ тридевяти знатков, и отъ тридевяти знатиц, и брошу те порчи во окиян море. И тем людем на меня, (имя речётся), не вставывать и зла не мышливат(ь). (три раза) Воймя Рода, во Родных Богах проявленного! (три раза)Ключи-замки под олАтырь-камнем.
Можно покороче, с обращением к тому Богу (Богам), которого считаете покровителем Вашего жилища, например (Волхв Велеслав):
- Батюшка Триглаве! Постави около двора всё железный тын! От земли и до неба, от неба до земли! И со всех четырех сторон. И чтоб через этот железный тын не мог попасть ни гад, ни человек злой, ни бес хромой, ни дед лесной! Около того тына обыди ещё реку огненну от Востока и до Запада, от Запада и до Севера, от Севера и до Юга. По сей век, по сей день, по сей час.
Остатки трав гасим, надавливая на дымящиеся части. Не плюём, водой не заливаем! Остаток свечи не гасим, даём ему догореть. Над ним произносим прИговор: «Как сгорит и погаснет эта свеча, пусть сгорят, пропадут навеки все несчастия этого дома!» Безусловно, в разных местностях, в разных регионах проводились и другие, «свои», проверенные способы оберегового и профилактического очищения жилища. Например, такие, как обтирание всех углов дома зверобоем вперемежку с полынью; обрызгивание водой из 7 источников (не водопровод); «растыкивание» по углам чертополоха; жжение на свече мухоморов. В каждом случае пользуйтесь только проверенными и переданными Вам по наследству способами. Всё, что осталось от обряда, собираем в одну посуду (пакет), выносим из дома. Сжигаем или закапываем. Всё. Надеемся на лучшее.
Заключение.
Обязательно, после чистки, ставим любые обереги у «открытых» мест (входная дверь, окна – о чем говорилось выше). Прямо у входа, если есть возможность, можно повесить погремушки, колокольчики, даже полые трубочки («голос ветра»), лапти или другие защитные обереги. На Русском Севере в качестве домашнего оберега изготавливают и подвешивают к потолку “щепных птиц” (Дмитриева, 1988). Известна сила репейника и других колючих растений для защиты жилища в сакральные купальские дни и ночи. При входе в дом, вблизи окон помещаем где-нибудь, в мешочке из натуральной ткани, по горсточке «четверговой» соли.
Наиболее часто применяемые травы:
«…и сходят обавници, мужи и жены-чаровници по лугам и по болотам, в пути же и в дубравы, ищуще смертные травы и привета чревоотравного зелиа… сиа вся творят с приговоры действом дияволим» (Грамота игумена Памфила 1505 г.).
1. Можжевельник (Верес, Арча, Артыш, Арчын). Кстати: для алтайцев важен момент сбора можжевельника для последующего применения в очистительных обрядах. Вначале повязывают на кустарник ленточки, затем просят у духа хозяина тайги разрешения и только после этой церемонии набирают можжевельник. В местах, где растет кустарник, нельзя кричать, браниться, ибо, осквернив это место, человек может понести тяжелое наказание.
2. Чертополох . Традиционные народные названия — басурманская трава, бодяк красноголовый, волчец, дедовник, драпач, ёж, колкий арепейник, колючник, репей колючий, татарник, царь-мурат, чертогон, шишебарник.
3. Адамова голова (Башмачок настоящий, Василёк шероховатый, Купена аптечная, Мандрагора лекарственная, Мордовник обыкновенный, Кукушкины слёзки, Ятрышник, Черный осот)
4. Ла́дан - ароматическая древесная смола, получаемая из деревьев рода Босвеллия, Ладанного дерева
5. Шалфей
6. Полынь черная (Чернобыльник).
7. Зверобой
8. Крапива
9. Багун, или багульник - растения с неприятным и одуряющим запахом из родов Ledum (клоповник), Rhododendron (пьянишник боровой), Andromeda (болотная былина, болотник, пьяная трава)
10. Сырые ветви сосны
11. Льняное семя
12. Конопля
13. Мак-самосей
14. Базилик
15. Тимья́н ползу́чий, другие названия: Тимьян густоволоси́стый, или Чабре́ц ползу́чий, или Чабрец , Ирбен, Богородская трава.
Не забываем, что есть и определенные условия самостоятельного сбора трав, которые в последующем будут использованы в оберегово-защитных целях. Так, у Сербов траву, которой окуривают дом против вештицы, выкапывают только с помощью камня. Использовать нож или лопату запрещается.
С уважением, Пересвет Болтёнков.
0 comments