Новоселье
Гадание, проводимое прямо с порога, по еще символически девственной территории, осуществлялось с прицелом на сакральный центр нового дома - красный угол: «Хозяин приходит с хлебом, петухом и кошкой. Становится в дверях – сперва катит хлеб в передний угол», «Когда входят в новую избу, то катят с порога квашонку: если покатится в передний угол – к смерти, если к печке – к добру» (Елеонская, С. 226), в Новгородской губ. Хозяин, входя в новый дом, пускал хлеб «по полу, и если хлеб покатится в передний угол, то означает благополучие хозяина, а если к печи, то богатство хозяйки» (НСб, С. 288), «затем ковригу хлеба по полу катнет – покатится она в большой угол – признак будущего богатства, а в меньшой – бедности» (Тенишев 7/4, С. 267), «Прежде чем войти, гадали, будет ли жизнь на новом месте удачной.
Для этого от порога катили каравай в красный угол. Благоприятным считалось, когда каравай падал на нижнюю корочку» (Логинов 1993, С. 88), «В Коскосалме принято было покатить в приоткрытую дверь каравай хлеба (упадет на нижнюю корочку – к худу; упадет на верхнюю корку – к добру; укатится в большой угол – еще лучше)» (Логинов 2006, С. 231). Как видим, локальные варианты могут диаметрально разниться. Где-то красный угол сулит смерть, что связано как с обычаем помещать там умершего, так и с представлением о смерти первого вошедшего в новый дом. Где-то попадание священного предмета в священное место сулит всевозможные блага, на уровне образов обозначая сочетание символа жизни (хлеб) с символом дома (красный угол). Другой способ гадания с хлебом требовал привлечения птицы: «при переходе в новый дом в передний угол кладут мякушку и приносят петуха, если он запоет при этом или уронит мякушку, и она покатится, то это значит, что кто-нибудь скоро должен помереть» (Тенишев 5/4, С. 477).
Гадание с закатыванием каравая может проводиться и до новоселья, во время обряда укладывания матицы – символа Мирового Древа: «Когда рубят дом и кладут матицу на место, то к матице привязывают каравай. Затем топором разрубают веревку и смотрят, куда покатится каравай. Если в передние сутки – хорошо, а если в задник – плохо», «На матицу вешают каравай хлеба, перерезают веревку; если каравай покатится в передний угол – то богато жить будешь, а в задний (к двери) – бедно жить будешь» (ТРМ, № 1, 16). Совершают его не хозяева дома, а профессионалы, люди знающие. Ср. также закарпатский обычай на Васильев день, после Нового года, катать по дому рождественский хлеб-кречун, гадая о судьбе хозяина дома: «если хлеб упадет лицом вверх, то хозяин будет жить, если наоборот – умрет» (Узенева 2011, С. 292). Также данное действо могло быть не гаданием, а магическим ритуалом, обеспечивающим желаемое: «Первым делом катили каравай в красный угол, чтобы был хлеб и достаток в доме» (ФКР, № 577).
0 comments