Мука в обычаях и обрядах славян

,October 1, 2015

В настоящей статье основное внимание уделяется обрядово-магической практике и верованиям, связанным с мукой. В аграрном коде мука занимает пограничное положение как продукт, относящийся и к сфере природы, и к сфере культуры: с одной стороны, она генетически связана с зерном, т.е. тем, что создано природой (с участием человека), с другой - мука проходит долгий путь испытаний, прежде чем из зерна превращается в продукт, изготовленный руками человека, из которого получается основной продукт питания - хлеб. Триада зерно-мука-хлеб (через стадию теста, т.е. муки, смешанной с водой, которая в приготовлении хлеба также играет весьма важную роль) непосредственно связана с аграрным кодом в обрядовой практике славян.

Мука как смолотое зерно является одним из состояний последнего, этапом его «жизненного пути». К муке относятся не только с уважением, но и с сочувствием: ведь прежде чем превратиться в хлеб - продукт питания - она претерпевает поистине огромные муки: зерно подвергается измельчению, растиранию между двух камней жерновов, после чего образовавшаяся субстанция смешивается с водой, закваской и отправляется в печь, где, наконец, превращается в хлеб. Об этом же свидетельствует этимология слова мука, которая восходит к глаголам со значением ‘мять’, ‘дробить’, ‘размягчать’ (Фасмер 1971/3: 6).

В славянском фольклоре широко известен мотив «жития» растений, представленный в песнях, играх, загадках, где излагается весь «круг жизни» от момента посева до получения конечного продукта - пояса, рубахи, полотенца, хлеба («“Житие” растений и предметов», ССД 2: 221).

Выделение одного из этапов «жизни» зерна весьма условно, поэтому его описание нередко включает и некоторые аспекты (в акциональном и семантическом плане) других периодов жизненного цикла растения.

Будучи одной из ипостасий зерна, мука обладает всеми его свойствами. По народным представлениям, зерно - средоточие вегетативной силы, символ плодородия, здоровья, богатства, оно наделяется продуцирующей и защитной семантикой («Зерно», CСД 2: 324).

Мука при замешивании теста увеличивается в объеме, что отражает ее продуцирующее начало, возрождение ее в новом качестве и рост изобилия. В народной культуре мука окружена почетом, к ней относятся как к божеству, заботятся о ее качестве: чтобы мука была белой, приступая к молотьбе, в области Кюстендила кладут на стожар (столб в середине тока, гумна, к которому привязывают скот при молотьбе) белую рубаху. В других славянских зонах привезенную с мельницы муку насыпают в ларь (ящик), зажигают свечу и окуривают ладаном. При выпечке хлеба неоднократно крестятся сами и крестят муку, тесто в деже, а в конце этого процесса готовые хлебы. Изделия из муки обязательно присутствуют на всех праздниках семейного и календарного цикла - от маленьких фигурных до огромных свадебных и пасхальных хлебов.

Мука как символ плодородия и богатства использовалась в календарной и семейной обрядности славян.

Богатство, благополучие новой семьи закладывали все члены рода, о чем свидетельствует древний обряд печения свадебного каравая, мука для которого должна быть принесена всеми членами рода, а на Украине приносили не муку, а зерно и мололи его в доме невесты на ручной мельнице (Грушевский 1914: 625; Зеленин 1991: 119). В Полесье (с. Олтуш Малоритский р-н Брестская обл.) также отмечен коллективный сбор муки на свадебный каравай (ПА).

Полный текст в файле....

Узенёва Е.С., Усачева В.В., "Мука в обычаях и обрядах славян", Кодови словенских култура, 5, 2000г.

Файл Узенёва Усачева Мука в обычаях и обрядах славян.pdf

Share: