Мстительница за Игоря - Ольга, в кельто-славянской традиции.

,June 6, 2016

Описание Ольги Русской во время совершения ею мести за убийство Игоря - решительность, отвага, жестокость, коварство и хладнокровная свирепость, с которыми она действует - сами по себе являются аргументами в пользу того, что за убийство мужа мстила не старуха, в которую Ольгу превратила летописно-житийная традиция, а молодая женщина, скорее всего не достигшая и тридцати лет.
Сказания о смерти Игоря и мести Ольги составляли вероятнее всего один цикл, причем сказание о смерти Игоря появилось ранее, т.к Игорь в нем отправился в поход на "Дерева", вводной частью Повести временных лет помещенных в Северное Причерноморье см. Цветков С.Э. Русская земля. Между язычеством и христианством М 2012.
К сожалению, оригинальный текст этого героического цикла утерян и утерян похоже безвозвратно. В ПВЛ мы имеем не первоисточник, а пересказ первоисточника, причем настолько небрежный или намеренно испорченный, что утрачен первоначальный смысл произведения см. Цветков С.Э. Забытые истории.
Наглядным свидетельством сокращения летописцами первозданной основы является имеющийся в Переяславско-Суздальской летописи фрагмент , отсутствующий в других летописях "сон князя Мала", " Князю же веселие творяху к браку, и сон часто зряше Мал князь: се бо пришед, Ольга даяше ему порты многоцветны, червении вси, жемчугом иссажены и одеяла черны с зелеными узоры и лодьи,в них же несеными быти, смолны". Эпизод о сне уцелел случайно, т.к. монахи -летописцы следуя византийской традиции противопоставляли "языческие заблуждения", в частности вещие сны и "христианскую трезвость", изымая упоминания о язычестве ,откуда только было возможно см. Цветков С.Э. указ.соч.

Скандинавопоклонники просто не были бы сами собой, если б незамедлительно не начали отыскивать в сказании о мести Ольги скандинавские параллели и основания. Но дело-то в том, что как раз по скандинавским законам и обычаям X века и еще лет 200, вплоть до конца XII- женщина сама была чем-то вроде имущества и прав на месть за мужа - не имела. см. Глазырина Г.В. Свадебный дар Ярослава Мудрого шведской принцессе Ингигерд//Древнейшие государства Восточной Европы М 1984 . Месть за мужа - была не в обычае и славян. Зато кельтки, как раз и отличались мстительностью и полной самостоятельностью см. Цветков С.В Кельты и славяне СПб 2005 и бывало становились правительницами. Причем и мстила Ольга Русская в русском (и кельтском!) стиле. Массовое истребление врагов, без различия пола и возраста-это была своего рода "визитная карточка" русов.
"Высадившись в стране какого-нибудь народа - они ( русы) не уходят, пока не истребят своих противников, не изнасилуют их женщин и не обратят оставшихся в рабство" Ибн-Русте; "Он ( народ "рос") разоряет и губит все: нивы, пажити, стада, женщин, детей, старцев, юношей, всех сражая мечом, никого не милуя, ничего не щадя". Фотий см Цветков С.Э. указ.соч. " Им (русам) было чуждо чувство пощады к самым близким". " Записка греческого топарха".
В эпизоде же с птицами , которых "древляне" сами поднесли Ольге и которые якобы потом полетели к своим гнездам с зажженным трутом, следует очевидно видеть ритуал совершенный Ольгой. Никакие птицы,к своим гнездам конечно не летели (пусть реконструкторы попытаются воссоздать такой полет), но вот сожжение птиц заживо, при том, что голуби олицетворяли особенно же у христиан душу, а Ольга воевала с крымскими готами, среди которых было не мало христиан, воробьи же-плодовитость, т.е Ольга на глазах у врагов ритуально сжигала их души-вновь отсылает нас к кельтской традиции см. Филипп Я Кельтская цивилизация и ее наследие Прага 1961, см Цветков С.В. указ.соч., как в части ритуалов, так и женщины-верховной жрицы, воплощения самой Богини, которая и могла только решиться на ТАКОЙ ритуал.
Сам мотив уничтожения врагов с помощью птиц, кстати очень распространен см. Как крестьянин спас Чечжу// Корейские сказки М 1956. Корея, довольно - таки далеко от Скандинавии.
Т.е действия Ольги, ее месть- имеют основой обычаи самих европейских русов, кельтического народа см Кузьмин А.Г. Начало Руси М 2003 , и как раз РУССКОЕ сказание о мести Ольги, вероятнее всего было заимствовано скандинавами, как и сказания об Олеге Вещем, послужили основой для саги об Одде Стреле.
Т.е это РУССКАЯ( читай кельтская!) культура, очередной раз оказала влияние на германскую, но никак не наоборот.

Илья Левко

Share: