Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура.

,September 18, 2015

Отгон опасности.



Отгонными свойствами наделялись предметы, связанные с печью, домашним огнем, в том числе хлебная лопата и кочерга, которые выбрасывали во двор при приближении града (полес., карпат., серб). Для отпугивания града использовали также огородные чучела, которые при приближении тучи вырывали из земли и «показывали» туче. В Полесье для отпугивания от скота ласки, домовика и других мифологических существ, мучающих скотину по ночам, в хлеву держали козла или вешали убитую птицу (обычно ворону или сороку).


Отгонной семантикой наделялись предметы, связанные со свадебным или похоронным ритуалом, а также пеленки и повивальники грудных детей (т.е. предметы, связанные с переходными обрядами). Ср. обычай вывешивать рубашечки новорожденных детей в качестве отгона градовой тучи, а также брать с собой детскую пеленку в качестве отгона средства от бабиц, если роженице в течение первой недели после родов приходится выходить на улицу. В Сербии фатой и свадебным венцом отгоняли градовые тучи. Согласно карпатским верованиям, вихрь можно отогнать, бросив в него пуговицу от свадебной одежды жениха.; в Ополье полагали, что оберегом от водяного является пуговица от свадебного наряда. На Карпатах свадебные венки (свой собственный, жениха, дружки со стороны молодого и дружки со стороны невесты) после свадьбы расплетали и скармливали коровам, чтобы предохранить их от сглаза. Ср. карпатский обычай вывешивать свадебное деревце на видном месте—на дереве или заборе для отвращения от дома злого глаза. В Полесье красную нитку, которой был обязан свадебный коровай, завязывали на корове, как отгонное средство от сглаза, а также для этой же цели привязывали к ткацкому станку.
Во многих случаях предметы, о которых говорилось выше (утварь, связанная с очагом и печью, предметы, использованные в похоронных обрядах), должны были не просто находиться « навиду» у опасности, например, у градовой тучи, отпугивая ее своим присутствием,--считалось необходимым махать ими в сторону надвигающейся опасности, отгоняя ее. Этот мотив прослеживается в украинском ритуале отгона волков, совершаемом в первый день выгона скота. Во время ритуального обхода стада все пастухи становились спиной к скотине и лицом в поле. Старший пастух произносил: «А-ту яго!» Остальные подхватывали хором: «А-ту яго!» Подпасок в это время, размахивая кнутом, отгонял опасность. У чехов для отгона градовой тучи в её сторону хлопали бичом. Отгон опасности из села мог носить характер сезонных обходов и приурочивается к конкретным календарным датам, когда «изгоняли» ту или иную опасность. Например, у сербов в день св.Дмитрия профилактически отгоняли мышей за пределы села. Парни и девушки натыкали на тростинки красный жгучий перец (для усиления отгонной семантики обряда в целом), шли по всему селу от края до края, заходя в каждый дом и выкрикивая: Аjте поганици, аjте поганици!» (Вон, поганые, вон, поганые) После обхода зажигали костер посреди села, где съедали заранее приготовленные хлебцы, пели песни и веселились.
Во многих славянских календарных обрядах, обычно при проводах сезонных духов и посторонних сил, ритуальный шум был средством отгона всевозможной опасности. У западных славян принято устраивать ритуальную какофонию вечером в день св. Люции, которая в народной культуре давно приобрела демонические черты и которую в этот день принято было выгонять из села, поднимая большой шум: в этот день звенели в колокольчики, а также играли на различных музыкальных инструментах—трубили в трубы, в рога, играли на пищалках, свистели при помощи пальцев, а все пастухи хлопали своими бичами. В словацких Татрах
В период святок—времени активизации нечистой силы—пастухи выходили на улицу и хлопали бичами, трубили в пастушеские трубы, играли на пищалках и флейтах чтобы устрашить нечистую силу и выгнать ее из села на целый год. Вечером в день св. Екатерины пастухи коров ходили по селу и перед каждым домом хлопали бичом и трубили в трубы, чтобы выгнать стриг из каждого дома. Схожим образом поступали и при первом выгоне скота—если стадо нужно было гнать на пастбище через мост, то пастух трижды стегал под мостом бичом, чтобы выгнать притаившихся там стриг. В день св. Иеремии гремели железными предметами, обходя вокруг дома, чтобы отогнать змей от усадьбы. В Страстную пятницу парни бегали по полям и звоном колокольчиков выгоняли кротов.
Отогнать опасность можно едким, резким запахом или дымом, а также дымом от освященных предметов или растений. Согласно сербским верованиям, вештица не выносит дыма от терновника, поэтому на масленицу, которая считалась периодом активизации вештиц, жгли костер из веток терновника; жгли рог, от смрада которого вештица убегает, а также поджигали большие кучи навоза, которые давали много дыма, а в огонь бросали старые кожаные лапти, чтобы их смрад отгонял вештиц от дома. В то же время для отгона опасности прибегали к подкуриванию освященными травами охраняемого пространства, в частности, так поступали в Полесье, на Карпатах и в других славянских ареалах, чтобы отогнать от дома приближающуюся грозу. В Полесье освященные травы возжигали, направляя дым в трубу, а также зажигали «громничную» свечу, освященную на Сретение. У чехов для этой же цели грозу отгоняли дымом трав, освященных в Вербное воскресенье или на праздник Божьего Тела.

Share: