Куда ведут корни поговорки "не свисти - денег не будет"
Свист - резкий звук, с которым связываются представления о призыве зла, лиха, беды, нечистой силы. Как характерный признак приписывается демоническим персонажам, мифическим животным (преимущественно - разного рода змеям). Он может провоцировать усиление порывов ветра, внезапное появление вихря, смерча, бури и иных стихийных явлений, связанных с вредоносными демонами, нечистой силой. Польские поморы остерегались свистеть даже при небольшом ветерке, иначе, согласно поверью, поднимется буря. В украинской быличке рассказывается, как люди молились и крестились при виде надвигающегося вихря, и вихрь уже миновал их, но один из жнецов свистнул ему вдогонку, и вихрь вернулся, разбросал снопы, опустошил поле, потому что "нэчыстый дух злицца вельми на свист".
Свист характерен для ряда славянских мифологических персонажей, многие из которых также ассоциируются с ветром, вихрем и подобными стихийными явлениями (например, резкий свист слышится, когда ночью бьются между собой черногорские и герцеговинские демоны непогоды - стухе, здухе). В русских былинах образ Соловья-разбойника неизменно связывается со свистом. В полесских рассказах о грозе, буре появление черта, "злого духа", "хлопца в красном" и т. п. сопровождается свистом, иногда троекратным. Вокруг "нечистиков" (любых нечистых духов) "слышится особенный звук - смешение вопля, стона, свиста"; у русских леший пугает путников в лесу свистом, топотом, порывами ветра, хлопаньем в ладоши; поселившаяся в доме кикимора стучит, свистит, гремит, топает, пляшет; обитающий в сарае для сена (пуне) пунник запугивает людей неестественным аханьем, храпом и свистом, жалобным воем. Как правило, именно эти демоны и сами откликаются на свист, исходящий от человека. С помощью свистка пасет свой скот севернорусский пастух, и смерть от лешего грозит ему в том случае, если он воспользуется свистком в неурочное время и в неположенном месте. Полагали, что если кто-то вдруг, даже случайно, свистнет вслед погребальной процессии, то в первую же ночь мертвец придет к этому человеку под окно и спросит: "А ты чего меня звал?". В полесских быличках удачливый мужик, которому богатство приносят черти, созывает их на кладбище или в доме свистом, ср. также полесские запреты "свистать не можна - чорта гукаешь", "свистеть - черта вызывать" и т.п.
По украинским поверьям, ночью в лесу нельзя свистеть, иначе прилетит черт, леший или злой дух в виде ветра. Опасно свистеть в сараях для лошадей: можно раздразнить поселившегося там дьявола, который замучает животных. Нельзя ни свистеть, ни петь во время грозы, так как это веселит и привлекает к человеку черта, а гром, направленный на него с неба, может случайно убить человека.
Свист представляет собой обращение к потустороннему миру, которое само по себе очень опасно и ведет к опустошению близкого человеку пространства. Ср.: "ежели [кто] свищет в доме, то тому дому, конечно, опустеет"; до сих пор у русских известны предостережения типа: "Не свисти, а то денег не будет". В Могилевской губ. при посеве льна сеющий не должен был произносить ни одного слова, пока не окончит дела; даже если прохожий скажет ему: "Бог в помочь!", - сеющий только кивнет ему головой: "причина та, чтобы при говоре не раздался как бы свист из уст сеятеля; а раздайся, хотя бы и маленький свист, и лен тогда, по мнению селян, нужно считать погибшим: он даже не взойдет". Аналогичную семантику опустошения, пропажи, лишения имеют русские поговорки типа: "По закромам ветер свищет (все пусто); "Свищи да ищи (пропало); "Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет". Выражение "просвистался" (промотал все), ср. также связываемое с этим корнем "свищ" "пустой светский человек, тунеядец" и "дыра в одежде", свистяга "гуляка, тунеядец", свистуля "женщина легкого поведения.
Свист, как и иные подобные ему звуки,бывает знаком незримого присутствия души заложного покойника, в том числе духа умершего некрещеным новорожденного. По украинским поверьям, самоубийца отдает свою душу "тому, що свистить", т. е., очевидно, черту, нечистой силе; известен полесский рассказ о том, как "свистало" во время агонии колдуна. По польским поверьям, если дует сильный ветер и свищет, то это означает, что кто-то повесился. Душа утопленника, как полагают украинцы, приходит ночью к телу и воет на берегу, после чего бросается в воду и там свистит, стонет, кричит: "О-ох! О-ой!". В Моравии, когда свистит в печи, говорили, что это звуки душ в чистилище, и бросали в огонь крошки хлеба. У балканских славян по свисту обнаруживают приближение опасных для рожениц и новорожденных духов умерших некрещеными младенцев. В южной Сербии они появляются в виде птицы, называемой свирац (от серб. "свирати" - "свистеть, гудеть") и своим обликом напоминающей ребенка. Она летит ночью и непрерывно свистит, от чего новорожденные заболевают, а у беременных женщин случается выкидыш. Считается также, что летающие ночью и свистящие демоны умерших некрещеных детей свирци, навяци и др. пьют кровь людей и домашних животных, свистом предвещают смерть, болезнь, плохую погоду. В ю.-зап. Болгарии верят, что эти демоны свистят в пасмурную погоду, стремясь влететь в открытое окно, чтобы напасть на рожениц и новорожденных. Словенцы Штирии представляют души умерших "без креста" детей в виде черных птиц, летающих в небе ночью и издающих необычные свистящие звуки. Эти существа - mavje, movje, morje - готовы растерзать каждого, кто посмеет насмехаться над их голосом или же имитировать его, насвистывая в их присутствии.
У русских Вятской губ. свист был обязательным элементом календарных поминок на кладбищах; назывался обычай свистунья, свистопляска. На месте погребения убитых происходили пляски, которые сопровождались неумолкаемым свистом. Здесь, как и в других русских областях, на поминальных обрядах-праздниках продавались в большом количестве игрушки-свистульки. Всякий богомолец считал своей обязанностью купить у "дудника" ту или иную свистящую игрушку для детей. Свист в связи с поминовением покойников, умерших неестественной смертью, рассматривается Д. К. Зелениным как достаточно частое явление. По всей видимости, вятский обычай также связан с верованиями в то, что души умерших (в данном случае - насильственно убиенных) издают свистящие звуки, подражание которым способно их же и отпугнуть.
Отрывки из материала Плотниковой А. А. "О символике свиста".
0 comments