КОГДА МОЖНО УВИДЕТЬ НЕЧТО НЕОБЫЧНОЕ?

,April 7, 2016

Увидеть мифическое существо человек может, согласно народным верованиям, по достижении лиминального ("порогового") состояния. Такое состояние обусловлено переживанием им определенной вехи, поворота, перелома в его жизненном цикле: при переходе от детства к отрочеству (инициации), по достижении брачного возраста, по завершении жизненного цикла либо приближении к его исчерпанности (Криничная 2011: 93 - 96). Вместе с тем видение открывается человеку лишь в условиях сакрального хронотопа. Для этого нужно оказаться в определенный час в определенном месте. Чаще всего человек видит мифическое существо, находясь на берегу, осмысляемом как медиативное пространство между водой и землей, между "тем" и "этим" мирами (Там же: 113 - 116).

Еще в большей степени признаками медиативности наделяется наволок - мыс, омываемый с трех сторон водой. Эквивалентом естественному наволоку в мифологических рассказах служит рукотворный выступ - мостки, мост, пристань. Нередко в быличках и бывалыцинах эти локусы не называются, но они, судя по функциональным признакам, подразумеваются: пошла за водой к озеру, пошла подойник мыть, стал лодку отвязывать и т.д. Впрочем, иногда узреть мифическое существо можно и находясь в избе, не иначе, как из окна, которым обеспечивается особого рода сверхвидимость (Криничная 2008: 135 -137). Кроме того, человек может увидеть мифическое существо лишь в определенные моменты годового или суточного цикла, и прежде всего на восходе либо на закате солнца: еще солнышко не выставши, рано поутру, однажды рано утром, по закат солнца, после закату, вечером, в эту ночь, в ночное время и пр.

Вероятность появления видения повышается в предпраздничный день, связанный, например, с праздниками: Велесов день, Коляда, Перунов день и др. При совмещении определенных локальных и темпоральных координат и достигается тот самый сакральный хронотоп, при котором происходит "размыкание" миров. И оба континуума, противопоставленные, но соотнесенные друг с другом, оказываются взаимопроницаемыми. Этим обстоятельством и объясняется открывающаяся перед человеком возможность увидеть пришельца из иного континуума, равно как и появление его "здесь". Согласно быличкам, бывалыцинам, поверьям, рассматриваемая мифическая сила / мифическое существо выходит непременно из воды, что служит важнейшим признаком этих персонажей. Такое появление характеризуется глаголами: выстает, высовывается, вынырнула и т.п. Вода же в мифологии осмысляется как первоэлемент Вселенной, как первоначало, исходное состояние всего сущего. Эта первозданная природная стихия отождествляется с первобытным хаосом, бездной, которые предшествовали сотворению мира (Аверинцев 1980: 240; Маковский 1996: 76).

ВОДНОЕ БОЖЕСТВО: МАГИЯ РАСЧЕСЫВАНИЯ ВОЛОС КАК ПРЕДПОСЫЛКА К СОТВОРЕНИЮ БЫТИЯ (ПО СЕВЕРНОРУССКИМ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ), Н. А. Криничная

Share: