Клятва на Крови
Такая важная субстанция человеческого тела, как кровь, считавшаяся проводником влияния из тонких миров, издавна являлась предметом бесчисленных церемоний и ритуалов во многих традиционных культурах. Одним из наиболее характерных, хорошо изученных и сохранившихся до сегодняшних дней обрядов, использующих кровь, является широко известная клятва на крови, являющаяся формой присяги и средством подтверждения данного ранее обещания или слова. Вплоть до наших дней церемония клятвы на крови совершается почти в неизменном виде: двое участников наносят себе небольшой разрез на пальце, руке или предплечии, а затем соединяют две раны, смешивая таким образом свою кровь и соединяя свои судьбы. В более "экстремальном" варианте из жертвенной крови варится напиток или она добавляется в вино, которое должно быть выпито ради подтверждения своего слова.
Заметное влияние ритуала клятвы на крови содержит скандинавская "Сага об Орваре-Одде", в которой норвежский воин Орвар-Одд решил испытать себя в битве со шведским храбрецом Хьялмаром. В кровавой битве, длившейся в течении двух дней, воины не смогли выявить победителя и поняв, что их силы равны, решили стать побратимами, позволяя своей крови стекать на кусок земли, подпиравшийся копьём, который потом был возвращён обратно с заклинаниями и песнями. "Так соединил Одд свои силы с силами Хьялмара и Торда, и с тех пор все походы они совершали вместе".
Об этом же ритуале сообщает немецкий профессор Германн Штрак Леберехт, подробно изучивший вопрос ритуального применения крови: "Интересен древний северный обычай: когда двое заключали между собою братский союз, они разрезали кусок дерна, так что он обоими концами наклонялся к земле; середина подпиралась копьем, поднимавшим дерн (изначальный смысл этого обряда заключался, вероятно, в том, что побратимы желали показать, что они дети одной матери-земли)".
В нордической мифологии, Гюннар и Хёгни становятся побратимами Сигурда, когда он женится на их сестре Гудрун; в произведении Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунгов", то же самое происходит между Гюнтером и Зигфридом, который отмечен мотивом "братства по крови". Кроме того, как коротко отмечено в Lokasenna ("Перебранке Локи"), Один и Локи тоже некогда стали побратимами, а в поэтической Эдде, также как и в Младшей Эдде о Сигурде говорится следующее: "Но когда кровь сердца Фафнира попала ему на язык, то он стал понимать голоса птиц".
Профессор Штрак в своей книге "Кровь в верованиях и суевериях человечества" сообщает о традициях ритуального вкушения крови: "Вкушение человеческой крови или вина, смешанного с кровью, при клятвенном заключении дружеских или союзных отношений было в обычае у многих народов и в древности и в средние века. О скифах Геродот рассказывает (IV, 70): "Договоры они заключают следующим образом: они наливают вино в большую глиняную чашу и смешивают его с кровью договаривающихся, которую они добывают, царапая себя шилом или ножом. В эту смесь обмакивают меч, стрелы, боевой топор и копье... Затем пьют ее как договаривающиеся, так и знатнейшие из их свиты". Об арабах Геродот сообщает следующее (III, 8): "Когда двое хотят поклясться друг другу в верности, то третий, став между ними, делает обоим острым камнем надрез на ладони; затем, из верхней одежды каждого он берет по нитке и мажет кровью каждый из семи лежащих между ними камней, призывая при этом Диониса и Уранию". Но уже с того времени, до которого восходят наши литературные источники об арабах, с VI-VII века, нигде нет упоминаний о человеческой крови; вместо этого арабы опускают руки в сосуд с кровью верблюжьей, или даже с благовонной эссенцией.
В своих Анналах Тацит рассказывает: "Заключая договор, короли подают друг другу руки и сплетают большие пальцы. Потом мелким уколом они выпускают кровь и слизывают ее друг у друга. Такой союз считается чем-то таинственным, одинаково освященным с обеих сторон пролитою кровью». Заговор, задуманный изгнанным Тарквинием Гордым в союзе с сыновьями Брута и другими, был скреплён великой и страшной клятвой на внутренностях убитого человека, кровь которого была принесена была в жертву (Плутарх, Publicola, гл 4.). Говорят, что Катилина и бывшие в заговоре с ним пили смешанную с вином человеческую кровь (Саллюстий, Катилина, 18).
Когда французский принц Генрих (с 1574 г. король Франции под именем Генриха III), в 1573 г. был избран польским королем, его встретили на границе его новых владений 30.000 всадников. "Из них отделился один и приветствовал его, сопровождая свое приветствие поступком, поразившим короля. Поступок отзывается несколько духом древних сарматов: приблизясь к королю, всадник вытащил саблю, уколол себе руку и, собрав кровь в руку, сказал ему: "Государь, горе тому из нас, кто не готов пролить всю кровь, которая у него в жилах, на службе Вам, - поэтому я не хочу напрасно терять ни одной капли своей" и с этими словами он выпил ее". Когда венгерские магнаты в IX столетии избрали своим властителем Альма, сына Угека, они подтвердили свою клятву верности тем, что наполнили сосуд своею кровью.
У южных славян побратимство, которым враждующие освобождаются от обязанности кровавой мести, и теперь устанавливается действительным вкушением крови. "Представители враждующих родов иглой вскрывают себе артерию на правой руке, высасывают друг у друга кровь, обмениваются поцелуями и клянутся друг другу в неизменной верности до гроба". (Urquell, 1890, 196)".
Кровное братство действительно активно практиковалось среди славян, этот ритуал сохранился до наших дней без каких-либо существенных изменений:"если двое мужей побрататься кровью решат, помышление то крепко обдумав и отступать не думая, известят о сём Волхва общины или Воеводу своего или старшего, дабы тот воссвидетельствовал и клятве и обряду словеса рёк. Встанут мужи друг против друга перед огнём, а Волхв подле них. И мужи возрезают руки левые себе (вены), каждый сам и ножом одним, калёным в огне или каждый своим. В чашу с хмелем сливают струи кровяные и смешивают во единое питие, а раны подносят одна к другой крепко накрепко. Затем Волхв вершащий обряд начинает речение своё. После чего Волхв даёт испить чашу по половине каждому брату речённому, после чего братья кровные обняться крепко должны, тем самым своё братство кровное скрепив".
Не обошла стороной магия крови и такое событие в жизни человека, как венчание. Во многих странах до сих пор сохранился обычай, когда в день бракосочетания жених и невеста должны нанести друг другу порезы ладоней. Раны должны быть достаточно глубокими, чтобы кровь текла крупными каплями. После этого берется чаша с красным вином, куда молодые добавляют немного своей крови. Поровну выпивая смесь вина с кровью, супруги навсегда связываются друг с другом на энергетическом уровне. Впоследствии, эта же структура ложится в основу их будущих детей и всего их рода.
Таким образом, ритуалы, использующие человеческую кровь, используются в различных культурах уже тысячи лет и зачастую имеют своей целью не какие-либо опасные или преступные намерения, а заключение возможно более тесного союза между людьми, что особенно очевидно в старинной церемонии братства по крови.
Автор текста Werwolf
0 comments