Геката - греческий аналог Морены

,July 31, 2016

Примерно в VIII – VII вв. до н.э. Геката появляется в «Теогонии» Гесиода как единая Великая Богиня трех областей: неба, моря и земли. Ее власть превосходит даже власть Зевса, который поделил эти три области со своими братьями Посейдоном и Аидом. В описании Гекаты Гесиодом также можно проследить три функции индоевропейского божества, выделенные Жоржем Дюмезилем: она соспешествует царям, когда они вершат суд (первая функция: закон), дает победы на войне и воинскую славу (вторая функция: война), дает хороший улов рыбакам, умножение стад пастухам и воспитывает детей (третья функция: плодородие). В рассказе Гесиода совершенно отсутствует какая-либо ассоциация между Гекатой и подземным миром, перекрестками или ведовством – те сферы, которые будут увязываться с Гекатой в первую очередь в более поздних текстах.

В орфическом гимне к Гекате, богиня также наделяется властью над небом, подземным миром и морем. Хотя в гимне присутствуют эпитеты «Дева» и «Невеста» (Нимфа), а богиня находится в тесных отношениях с кладбищем и душами мертвых, нет указания на троицу, которая бы совмещала в себе эти три аспекта. В гомеровском гимне Деметре, который датируется VII в. до н.э., Геката появляется в качестве божества-психопомпа, наряду с богинями Деметрой и Корой.

Эти три богини рассматривались в современности как Старуха, Мать и Дева – и не без основания. Материнство Деметры очевидно из ее роли в мифе и ее имени (μητηρ – мать). Девичество Коры также явствует из ее имени (κορη – девушка), и из ее функций. Когда Кора становится Персефоной, она отчасти принимает на себя функцию архетипа Старухи как Царица Мертвых. Геката появляется в гомеровском гимне эпизодически, и тоже скорее выступает в архетипе Старухи. В любом случае, эти три богини, возможно, формирующие триаду, не рассматриваются как аспекты друг друга и не формируют триединства. Здесь налицо аспекты Тройственной Богини, но не охватывающее их единство. И, хотя здесь представлены стадии жизни женщины, отсутствует ассоциация этих аспектов с луной или временами года.

Только в V в. до н.э. Геката появляется в трех формах. Согласно Павсанию, в это время скульптор Алкамен впервые изобразил ее в виде трех женских фигур вокруг центральной колонны. Фигуры более или менее идентичны, и таким образом, составляют троичность, не триединство. Неясно, откуда появился этот образ, но, возможно, из обычая устанавливать статуи Гекаты на тройных перекрестках (так, чтобы каждая из Гекат «смотрела» за одной из трех дорог, сходившихся к ее центральному столпу). Софокл упоминает во фрагменте не дошедшей до нас полностью трагедии «Травницы» (“Ριζοτομοι”), что Геката Энодия («подорожная») «обитает на священных перепутьях». Прежде Геката появлялась только как сидящая на троне богиня, или как вожатая-психопомп с факелами в руках. Что очевидно, это то, что тройная форма Гекаты возникла не из-за ее ассоциации с Луной.

К ΙΙΙ в. н.э. Геката уже прочно связывалась со злым колдовством, как явствует из идиллий Феокрита, «Александры» Ликофрона и «Аргонавтики» Аполлония Родосского. Она часто появляется в историях о Медее, ведьме с дурной славой. Вот как описывает ее явление Аполлоний:

...На призванье

Встала из глубины богиня страшная к жертвам сына Эсона.
Вокруг обвивались черные змеи с ветвями дуба.
Вспыхнули факелы пламенем ярым;
Лаем жутким везде подземные псы отозвались.
Возле тропы задрожала трава.
Болотные нимфы взвыли, нимфы, которые возле реки и в низинах.

(Аргонавтика, ΙΙΙ, 1208 – 1214, пер. Н. А. Чистякова).

Share: