Гадание по случайным встречам на Руси
Случайные встречи - очень древний вид предсказаний. Он осуждается в русских списках отреченных книг, фигурируя обычно под названием "Путник". Если книга "Путник" действительно когда-либо существовала на Руси, она не сохранилась, хотя целый ряд суеверий, относящихся к этой теме, существует и поныне.
В XVI веке царь Иван Грозный считал плохой приметой, если кто-либо перейдет ему дорогу во время его выездов, и, как утверждают, дело доходило до того, что осмелившегося совершить это лишали жизни. Самое раннее русское книжное упоминание о "злой встрече" (зло сретение) встречается в молитве XVI века для защиты от таких встреч, где упоминается также "око лукаво, завидливо". Согласно более позднему народному поверью, встречный или стрешный - это "род нечистого, как леший, полевой и пр., который шалит по дорогам и перекресткам, сбивает проезжих и портит лошадей".
Хорошей приметой считалось встретить еврея или женщину с полными ведрами, а также покойника; не к добру - встреча со слепым, священником или монахом (последнее особенно неблагоприятно во время свадьбы), с женщиной с пустыми ведрами, холостяком, монахиней, со вдовой или вдовцом. Несчастье сулила любая встреча в таких "переходных" местах, как порог, крыльцо, мост. Знаковая природа встречи со священником или монахом признавалась очень широко. В Англии связанное с этим поверье впервые зафиксировано в 1159 году в сочинении "Policraticus" Иоанна Солсберийского и неоднократно отмечалось позднее; Олаус Магнус свидетельствует о бытовании этого поверья в Скандинавии в XVI веке; точно такое же суеверие появляется на другом конце Европы, в Македонии. Интерпретация этих примет имеет общие черты с истолкованием увиденных во сне людей и животных. Не более лестной для священников на Руси была такая примета (обусловленная, вероятно, непристойной ассоциацией): "если у попа распояшется пояс, то женщина в селении скоро родит".
По книге В.Ф. Райана "Баня в полночь. Исторический обзор магии и гаданий в России".
0 comments