Драки во время праздничных весенне-летних гуляний как элемент молодёжной культуры
Холодная В.Г. (РЭМ)
Драки во время праздничных весенне-летних гуляний как элемент молодёжной культуры
(по материалам экспедиции РЭМ в Пестовский район Новгородской области).
(Сб. Этнографическое изучение Северо-Запада России. Итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской
областях//Краткое содержание докладов, прозвучавших на III-й Межведомственной научной конференции аспирантов и студентов,
состоявшейся на кафедре этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Изд. СПбГУ, 1998)
Материал собран в ходе экспедиции РЭМ в Устюцком с/с Пестовского р-на Новгородской обл. в июле 1998 г. Основной массив информации был получен в ответ на вопросы анкеты «Календарные праздники», а также по анкете, составленной Т.Б. Щепанской.
В довоенный период драки были одним из непременных атрибутов молодёжных уличных гуляний в престольные и заветные весенне-летние праздники (в Устюцком приходе: Никола Вешний, Ивáнов, Петров и Ильин дни). Традиционными соперниками являлись парни из
соседних деревень, относившихся к разным сельсоветам, границы которых в большинстве случаев совпадали с границами церковных приходов: для обследованной территории это — д.Устье (Устюцкого с/с Пестовского р-на) с д.Погорелово (Погореловский с/с Мошенского р-на);
д.Улома (ныне Устюцкий, ранее Уломский с/с) с деревнями Михайловского с/с Калининской обл., иногда д.Устье и Устюцкое с д.Уломой). Наибольшей активностью в драках отличались парни пограничных деревень. Группу парней, приходивших в дальнюю деревню подраться, называли часто по имени пограничной деревни их сельсовета. Хотя центром сельсовета и прихода являлась д.Устюцкое, парней из куста деревень Устье, Иваньково, Щукина Гора, Щетино, Лаврово и т. д. в Погорелово в случае драки называли «устьяне» (от д.Устье, расположенной в 7 км от Погорелово), а в д.Улома - «устюцкие» (10 км от Устюцкого). Противники встречались в драке только на праздники, в будние дни за поражение не мстили, парни из враждующих деревень могли свободно бывать друг у друга.
Орудия для драк парни изготавливали заблаговременно: делали резиновые плётки, наполненные песком, выковывали большие ножи и трости с загнутыми ручками из железных прутов. Последними предметами не дрались, они служили для устрашения противника. Кованые
блестящие ножи длиной с руку были очень тяжёлыми, носить их при себе было неудобно, поэтому при входе в деревню парни прятали их на обочине дороги в плетёной изгороди, если в ходе драки противник вынуждал их отступить, они бежали за деревню, хватали ножи и раз-
ворачивались лицом к преследователям; те, испугавшись оружия, отступали. Трости прятали по другой причине. Если парни входили в деревню с тростями, все видели, что они пришли подраться, а для поддержания порядка во время праздника в деревню приходил милиционер, обычно он стоял на краю деревни и отбирал у парней оружие, поэтому драчуны заблаговременно избавлялись от тростей, а когда назревала драка — доставали их. При ходьбе на них или опирались, или укрепляли на поясе, при этом конец трости волочился по земле, издавая скрежет и подымая пыль, что служило демонстрацией удали.
Парни сходились в празднующую деревню группами, каждая со своим гармонистом. Во время молодёжного гуляния они шли по улице в одну линию, центром которой был гармонист, и пели задиристые частушки «под драку». Поводом для драки служило словесное или физическое оскорбление, нанесённое одному из группы. Иногда, чтобы завязать драку, парни посылали к противникам «заводилу». Свои вступались за обиженного. Парни начинали драться кулаками, затем вытаскивали колья, трости, плётки и т. п. Во главе каждой группы дерущихся стоял предводитель, который обычно и посылал «заводилу» или вступался за обиженного. Некоторые из деревенских парней не участвовали в общей драке, но их товарищи оценивали такое поведение как трусость и мстили бросившему своих. В молодёжной группе таких парней не уважали, иногда такое поведение было предлогом, по которому девушка отказывалась гулять с парнем. Драка оканчивалась, если парни одной из деревень, признав себя побеждёнными, убегали с гуляния. Информантам известны случаи убийства во время драки, но убивали редко, чаще по случайности, виновных находили и осуждали. Предотвратить убийство могли девушки, если им удавалось до начала драки вывести из неё своего парня (родственника или кавалера) или закрыть его своим телом, если его опрокинули на землю, т. к. девушек парни не били. Начало драки не обязательно приводило к окончанию праздничного гуляния. В одно и то же время в одном конце деревни могли драться парни, а в другом молодёжь из других деревень пела и плясала.
Наибольшее число драк и наибольший их размах приходился на конец 1930-х гг. В начале войны парней из этого района прямо отправляли на передовую, большинство из них назад не вернулось. После войны подросшее поколение продолжало в праздники гулять по деревне
с пением тех же частушек, демонстрировать свою удаль, но они уже серьёзно не дрались. По словам одного информанта: «Дрались, когда народу в деревнях, молодёжи, было много, а что делить после войны, когда братья убиты». В 1970-х гг. парни также дрались стенка на стенку, но былого размаха, колорита, правил и структуры драки уже не имели.
В русской деревне участие в драках было для парня одним из способов продемонстрировать свою силу, удаль, молодцеватость, оно знаменовало его возрастную состоятельность. В драке парень отстаивал свою честь и достоинство, вступался за обиженного, проявлял взаимовыручку, следуя своеобразному кодексу чести. До недавнего времени вопрос этот был описан и изучен очень мало, в дореволюционнойэтнографии данная тема часто подвергалась цензуре. В последние годы в различных областях Северо-Запада России разными исследователями собран материал, помогающий восстановить эту сторону жизни мужской молодёжи русской деревни. Уже накопленный материал и тот, который еще будет собран, должен помочь лучше понять статус парня в деревенском обществе и суть молодёжной субкультуры.
Источник
0 comments