Домовой - в славянской мифологии дух дома, его хозяин и покровитель, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных.
Обычно домовым является умерший предок. Любящий своих хозяев домовой не вредит им, а, напротив, оказывает им услуги и иногда шутит. Перед смертью какого-нибудь члена семьи стучит и хлопает дверями, воет и показывается на глаза обитателям дома, тем самым предупреждая их о беде. Если домовой не любит своих хозяев, то он колотит посуду, кричит и занимается прочим вредительством.
Также он может навалиться ночью на спящего человека, и давить его так, что тот не может пошевелиться и закричать. В это время нужно постараться спросить его - "к худу или к добру?", после чего он должен ответить - "да" или "нет".
Домовой не любит зеркал, козлов и тех, кто спит около порога. Не по нраву ему и ленивые жители дома. И, чтобы задобрить домового, нужно пред порогом дома зарыть в землю череп или голову козла, а если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать кто в доме хозяин. Надо взять в руку кнут или ремень и обходя дом и стегая мебель, стены, пол и вещи и приговаривать властным и сильным голосом:
"Знай своё место, знай своё место.
Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь,
Да хозяйке угождать, а не воевать,
Знай своё место, знай своё место."
При переезде из одного дома в другой, хозяева должны в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. На Руси домового редко называли по имени (домовой), а чаще всего говорили - "он", "сам", "доброжил", "дедушка-суседушка". Домовой очень осторожен и предпочитает не показываться на глаза людям. Известно только, что он очень силён, лохмат, борода у него длинная, а руки - большие с широкими ладонями, поросшими мягкими волосами. Домового можно чаще слышать, чем видеть. У западных славян домового представляли в виде гномика, которого называли domowy, ubożę, stwor, chobold, kobold, kłobuk, karzełek skrzat, inkluz, plonek, latawiec, domownik, stopan, żmij, chowaniec. В XX веке этнографами были совершены экспедиции по разным уголкам Русского Севера, во время которых им удалось записать свидетельства местных жителей о домовом. Ниже приведено несколько записей:
1) "Женщина рассказывала. Сижу я, спину к печке жму. Зашел вот такой маленький мужичок, немного от пола, и говорит: «Через три дня война кончится». Война и кончилась через три дня. Это домовой был, наверно (Арх., Пин., Шардомень, 1984)."
2) "Он, домовой, хорошего не желает, а дом оберегает. Ето коли по-хорошему, а поругай его, и пошло дело. Когда ехать куда, дом моют, убирают, чтоб домовому хорошо жилось, а то плакать будет (Новг., Старорус, Ивановское, 1990)."
3) У меня было опосля войны. Я пришел с гулянки, будто кто меня душит, и глаз не открыть. Я сбросил, к плохому или к хорошему. Он только: «кху». Легко мне стало. А через пару дней ушли плотничать, к нам прибегают и говорят, что три домика сломали. Вот тебе и к худому. Надо его спрашивать, к хорошему или к худому (Новг.,. Старорус, Хорошево, 1990).
4) Дедушко-то домовой давливает. Сын мой как-то спать повалился, и приснилась ему собака, и лицо грызет. Он завопил: «Мама! Мама!» — Я говорю, что с тобой, а он: «Вот, мне приснилось». Я ему: «Ничего, ничего, спи». Он лег, опеть то жы приснилось. А потом в лес поехали, его и сострелили, из-за девки. Вот какой плохой сон (Арх., Пин., Немнюга, 1984).
0 comments