Действие с купальским деревцем.
Во время весенних праздников очень многие обряды связаны с растительным миром. Один из них состоит в том, что в праздничные сроки растение торжественно вносилось в селения и жилища.
Так как для нашей территории характерно огромное пространство лесостепей, то темна, буроватая ель и сосна в русском фольклоре не пользуется особым почетом. Любимое дерево русских песен и русских обрядов - березка.
То, что березка - наиболее популярное дерево, объясняется по-видимому тем, что она - первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие деревья еще едва начинают распускать почки. Отсюда, как нам кажется, и возникает представление, будто именно березки обладают особенной силой роста. «Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки: от них идет рост и. следовательно, здесь находится их сила. Эту силу надо использовать».
В состав комплекса действий с деревцем входят следующие элементы: украшение дерева,
трапеза под ним (оставление еды под деревом),
завивание венков,
кумление,
внесение дерева в деревню, хороводные игры и песни под ним, уничтожение дерева, гадание на венках, брошенных в воду.
Береза избирается молодая, находящаяся в том месте, чтобы вокруг нее можно было водить хороводы. Ее «заламывали», т.е. отмечали заранее. Выбранную березку «завивали», т.е. загибали концы веток в кольца и закрепляли их так, чтобы образовывались венки, которые как бы росли на дереве. Также мог быть и другой инвариант: венки делались из веток других берез, переплетались с травами и цветами и навешивались на избранное дерево. Завитую березку украшали: «У кого- нибудь из девушек находился шелковый поясок, которым перевязывают березку внизу у корня». Также характерным было то, что на березку навешивали разноцветные ленты, нитки и лоскутки. Иногда березку могли украшать и цветами.
Под березкой водили хороводы и пели песни. В песнях поется о венках, гаданиях, замужестве. Так же поются обычные, т.е. не приуроченные к праздникам игровые и хороводные песни любовного содержания.
Таким образом, смысл данного обряда заключается в просьбе девушек о замужестве, чтобы оно было удачным, просят, чтобы сила природная и к ним перешла. Они как бы задабривают березку величальными песнями.
На наш взгляд, можно выделить две формы обряда: празднество происходило в лесу избранного дерева.
дерево срубалось, торжественно вносилось в деревню или проносилось через нее, устанавливалось опять же в деревне или на открытом месте недалеко от нее, а вокруг проводились игры.
Важным в данном обряде является место проведения - в лесу или на открытой местности (в деревне). «Лесная форма более древняя и архаическая, деревенская - более поздняя».
Для понимания смысла обряда, мы будем исходить из положения, высказанного ранее о силе роста, которая по представлениям народа находится в верхушках и в концах веток, откуда идет рост, тогда загибание веток можно рассматривать как способ уловления и сохранения этой силы. Эту силу надо внести из леса и передать ее земле и людям. Внесение обряженного дерева из леса на поле или проход с ним по деревне представляет собой попытку «использовать растительную силу дерева в земледельческих целях и передать ее от дерева земле и злакам».
Обращает на себя внимание обряд «кумления», который совершался девушками в лесу после завивания березок. Применение креста в данном обряде - это позднейшее христианское привнесение. «Целовать крест» означает клясться. На древний обряд кумовства наслоилась «крестовая клятва», а также обряд обмена крестами.
А.Н. Веселовский в специальной работе сближает кумление с заключением родовых союзов и с обрядом побратимства. Но на наш взгляд, это не совсем применимо к нашему обряду. Дело в том, что кумление есть женский календарный обряд, и поэтому побратимство не имеет к ним отношения. Ко всему прочему, на Ивана Купалу кумятся между собой только женщины с женщинами.
Чтобы найти наиболее вероятное решение, надо присмотреться к деталям. Дело в том, что, как правило, происходит кумление не отдельных пар девушек, а всех сразу. Плетется один венок из
березовых веток, который одевает каждая девушка или целуются все через один. Следовательно, мы можем предположить, что это союз не одной женщины с другой, а союз женщин между собой, дело здесь не в парах, а во взаимной солидарности. Кроме того, необходимо отметить что целуются не просто между собой, а сквозь живые венки. Венок содержит живительную силу природы, как отмечалось нами ранее, и женщины, целуясь сквозь эти венки, приобщаются к этой силе именно как существа женского пола, т.е. «рожающая сила земли должна передаться женщинам».
Немаловажным был обряд пускания венков по воде. Девушки делали венки из веток березы или из цветов и пускали их по воде. Таким образом гадали, девушки узнавали кто из них первой выйдет замуж, а кто совсем не выйдет.
Необходимо отметить тот факт, что, по нашему мнению, в данном обряде деревце использовалось как заместитель образа Купалы. На месте дерева могла быть кукла Купалы, Колесо со спицами как изображение солнца. Таким образом здесь мы наблюдаем синонимию обрядовых предметов2. Отдельного разговора требует колесо, используемое вместо Купалы. По мнению А.А. Потебни, солнце «пляшет, именно вертясь как жернов или колесо<...> играет, то есть вертиться, катается по небу, раскидывает лучи и собирает их вновь». Таким образом солнце не только сравнивается с колесом, но и действительно представлялось им. Все это дает нам возможность предположить, что колесо, которое втыкается на шест и водружается в центре праздника, не что иное как изображение солнца.
Солнце в свою очередь обозначает круговорот времени, движение. Из всего сказанного мы можем заключить, что это атрибут переходного обряда: от весеннего к летнему циклу. «Время между двумя солнцеворотами есть время пробуждения сил земли, нужных земледельцу».
Следующим действием было уничтожение дерева. Данный этап нам представляется целесообразным выделить в самостоятельный акциональный блок. Условно мы можем его назвать так: сожжение - потопление - разрывание купальского деревца, чучела Костромы и т.д.
Никольская Т.М. Семиотические аспекты Купальского обряда.
0 comments