Четыре вида поминальной трапезы у славян
... Однако одна из центральных сцен обряда, поминальная трапеза — ярчайшее воплощение одновременности действий давать и брать, которая в данном случае имеет вид: «угощать, давать еду» и «угощаться, принимать еду». По своему смыслу она представляет собой угощение умершего, которое дают ему живые, — но
сами же они, замещая его, б е р у т ее.
Сцена поминального угощения представлена рядом вариантов.
Ввиду важности этой сцены второй кульминации обряда, приведем
основные типы «трапезы».
Мы перечисляем их в порядке возрастающего «заместительства» умершего живыми; в каждом из последующих вариантов, с убыванием роли «пустого места», представляющего
покойного, все участники пира более и более явственно представляют
«сторону умершего».
Первый тип. Двойная трапеза. Первая — для приглашенных «родителей», вторая — для живых. Во время первой трапезы за накрытым столом никто из живых не присутствует.
Древность двойной (рожаничной) трапезы засвидетельствована
в приписках русского перевода «Слова Иоанна Златоуста о том како
погани кланялися идолом» [Аничков 1914, гл. VII]. Двойная трапеза
широко представлена и в современных обрядах, хотя чаще в годовых
поминках, чем в частных похоронах. Возможен ее пространственный
вариант: два стола собираются не во времени (один следует за другим), а в двух участках пространства разной ценностной ориентации: на земле — и на столе; в избе — и в сенях. Возможны и три стола: на крыльце, в сенях, в доме (олон. [Терещенко 1846,123]).
Второй тип. Общая трапеза для живых и покойного, где покойному
отводится почетное место среди живых: пустое место в углу, справа
от священника. «Гостю» ставится прибор (обычно накрытый скатертью) или кладется ложка.
Третий тип. Общая трапеза, где покойный не имеет собственной
доли, но каждый из участников отдает ему часть своей: а) отливая на скатерть первый глоток от каждого кушанья; б) отливая первый глоток от обрядового кушанья (кисель, кутья); в) отдавая умершему остатки, крошки.
Четвертый тип. Присутствие покойного опосредствовано составом
участников пира. На трапезе его представляют: нищие; старики; два гробовщика; изготовители снаряжения. Пища становится родом жертвы им, т. е. покойнику. Другим ходить на поминки считается предосудительно...
(С) Седакова О. А.
Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и юж
ных славян. — М.: «Индрик», 2004. — 320 с. (Традиционная ду
ховная культура славян. Современные исследования.)
Источник
0 comments