БОРЩ - традиционное блюдо (преимущественно у вост. славян).
БОРЩ - традиционное блюдо (преимущественно у вост. славян). Ритуальные функции Б. отчасти близки функциям аналогичных западнославянских блюд, ср. пол. zur, barszcz, словац. kyset (см. Жур). У вост. славян Б. готовили на закваске из свеклы или капусты с добавлением растительного масла, скоромный Б. — на молочной сыворотке, кроме того, в зависимости от времени года и особенностей того или иного праздничного периода в Б. могли добавлять хлеб, зерна, различные сорта мяса, сало, яйца и др. продукты. Б. являлся своеобразным символом изобилия и достатка и был связан с комплексом плодородия — отсюда его особая роль в ритуальной практике Нового года, параллелизм Б. и панспермии, использование Б. в обрядах вызывания дождя и в качестве поминального блюда. На Украине Б. — одно из основных блюд, ср. борщ-хозяин, борщ, — найстарша страва. Б. часто входил в состав блюд крестинного или свадебного стола, причем им, как правило, начинали или завершали обед.
Б. был обязательным блюдом и на поминальном столе, который обычно назывался горячим обедом или горячими поминками, т. к. входившие в его состав блюда (прежде всего Б. и хлеб) должны были подаваться горячими, шоб дедам пара пошла (Чернигов., ПА) , шоб э парою душа вгдлетиха (Артюх НХ:65), ср. представление о душе-паре. На Украине и в южнорусских областях во время рождественского ужина подавали постный Б., во время пасхального — мясной Б.
Приготовление Б. в рождественской и новогодней обрядности имело особое значение, связанное с магией первого дня. Считалось, напр., что этот Б. должен быть очень густым, «чтобы весь год густо было» (СХИФ О 1907/17:69); в Курской губ. на Рождество варили Б., который ели в течение двух недель святок, каждый день добавлял в него немного воды и продуктов, чтобы «сытый» Б. не переводился весь год. В Б., приготовляемый на Новый год, клали зерна многих сельскохо зяйственных культур, чтобы обеспечить их урожай в наступающем году: «На шедрэц в вечоры варыли борш. У той борш кидали и зэрнятко з тыквы, и кидали кукурузу, и зэрнятко з пшэницы, з жыта, э проса, з ячменя, з овса. Это шёб спорилось усе, шёб шёдрылось, шёб урожай хорошый быу» (бреет., ПА) . На Украине известны некоторые запреты, связанные с приготовлением Б.: не разрешалось квасить свеклу для Б. в день, когда в селе был покойник, а также резать для Б. овощи в день Усекновения главы Иоанна Крестителя. В вост. Полесье (Гомельская, Черниговская обл.) Б. использовали в
обрядах вызывания дождя: во время засухи горшок с Б. крали из печи и кидали в колодец. В этих действиях исследователи усматривают форму символического жертвоприношения дождю (СБФ-78:104-105) . Б. упоминается и в детских заклинках дождя, где описывается, как Б., поставленный на вершину вербы или дуба, выпивают или уносят с собой птицы; по другим вариантам — сосуд с Б. падает вместе с деревом.
Т А. Агапкина
Источник
0 comments