Бог Троян (новая редакция)
1. О существовании бога-царя Трояна известно только по пяти письменным источникам:
В "Хождении Богородицы по мукам", которое известно было в переводе в греческого в XII столетье, имеется вставка, обещающая злые муки верующим в богов Трояна, Хорса, Велеса и Перуна ("то они все боги прозваша: сълнце и месяц, отъ камени ту устроя трояна хърса, велеса, перуна"). Это русская вставка; в позднейших списках Хождение этой приписки нет, потому что с течением времени память о языческих славянских богах утрачивалась, а потому упоминание о них, как ненужное и непонятное, было излишне.(1)
В “Слове и откровении святых апостол” упоминаются боги "Перун, Хорс, Дый и Троян и инии мнози".(2)
В "Слове о полку Игореве" упоминаются: 1) Тропа Трояна: " О бояне… аки лы ты сии плекы ущекотал, рища в тропу Трояню, чресь поля на горы"; 2) века Трояна – "были вечи Трояни, …на седьмом веце Трояни"; 3) земля Трояня – "вступила (обида) девою на землю Трояню".(3)
В двух русских заговорах из рукописи, датируемой XVII в.: "Здыни же, Боже, ветри за святое море Окиян ко царю ко Трояну по тридевять ключев морских", "Здуни же, Боже, с небесь ветри своим Святым Духом за святое море Окиян, ко царю ко Трояну, по те по тридевят ключей морских святаго моря Окияна и царя Отрояна, и емли ту тридевят ключев святаго моря Окияна и царя Трояна". (4)
2. На Украине 15 селений с названиями: Троян, Трояны, Троянка и т.п. Селения с аналогичными названиями находятся и в Курской области.(5)
3. "Трояновы (Змиевы) валы" - древние земляные укрепления на территории Украины. (6)
4. "В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда — треглавый: в сербской сказке одна голова Т. пожирает людей, другая — скот, третья — рыбу. В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон: он навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете; брат любовницы Т. насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки; Т. задерживается до рассвета и на обратном пути его растапливает солнце.".(7)
5. "...Исходя из славянского Трояна, избегающего солнца и дневного света, имеющего крылья и три головы, и вследствие его щепетильности в отношении света и тепла, можно указать на Бога ночи и зимы, - два понятия, которые мы довольно часто видели взаимосвязанными... Данных параллелей уже вероятно предостаточно, чтобы определить Трояна в качестве демона подземного мира, либо зимнего демона...".(8)
6. "Относительно попыток отождествить Трояна с Триглавом можно сказать следующее. Троян — божество, почитание которого было очень распространено. Он известен был болгарам, сербам, чехам, полякам, русским и румынам. Легко допустить это ввиду территориальной близости: чехи, поляки и русские имели сношения с балтийскими славянами, но как могли заимствовать Триглава болгары, сербы и румыны? ...Если имело место заимствование, почему вместе с верой в него не было заимствовано и само имя? ...после расчистки смыслового значения слова troian и производных от него от всего наносного, случайного, позднего и излишнего, мы получим для корня „Троян“ следующие основные значения: 1) снежная масса, 2) дорога и 3) (в переносном смысле) элемент белизны. Семантика слова „Троян“ станет совершенно понятной, только если мы предположим, что существует сила, от которой зависит снегопад, мотели, снежные бури и заносы...". (9)
Литература:
- (1-3) Н.М. Гальковский "Борьба христианства с остатками язычества в древней руси", 1913;
- (4) "Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков", 2002;
- (5-6) И. Саратов "Кто построил эти валы ?", 1981;
- (7) "Мелетинский Е.М. (гл. ред.) Мифологический словарь", 1990;
- (8) Э. Краузе "Троянские замки Северной Европы", 1893;
- (9) Болдур А. "Троян "Слова о полку Игореве", 1958.
0 comments