Без пояса в бесчестии.
В мифах и преданиях многих народов мира пояс является знаком принадлежности к миру положительных героев. В русском фольклоре « без пояса» появляются только отрицательные персонажи. Отсюда выражение «распоясаться», то есть попрать нормы нравственности. Обитателей потустороннего мира, принимающих человеческий облик (русалок, лихорадок и др.) выдает отсутствие пояса. Действующие лица многих сказок, которые имеют контакт с нечистой силой, описываются «распоясками».
Коварная жена былинного богатыря Добрыни Никитича Марина Игнатьевна, призывая в свой терем Змея Горыныча, высовывалась в окно в одной рубашке без пояса.
По старорусским поверьям, тот, кто вышел без пояса «беспоряхою», становится жертвой нечистой силы, чаще всего лешего.
На Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что означало «лишить воинского звания».
По русским обычаям, человек считался униженным, когда с него прилюдно срывали пояс. В 1433 г. состоялась свадьба великого князя московского Василия II по прозванию Темного (правил 1425-1462 гг.) и Марии, дочери князя Ярослава Владимировича Боровского. Во время пира княгиня-мать Софья Витовтовна, чтобы показать превосходство своего сына, сорвала с удельного князя звенигородского Василия Косого (правил 1421-1448 гг.) шитый золотом с дорогими каменьями пояс. Тем самым она нанесла тяжкое оскорбление всему роду князей звенигородских, что послужило поводом для многолетней междоусобной войны между двоюродными братьями за власть. История этого самого знаменитого в Древней Руси пояса восходит ко временам суздальского князя Дмитрия Константиновича (1321-1383 гг.), который дал его в приданое за дочерью Евдокией, ставшей женой Дмитрия Донского (1350-1389 гг.). Московский тысяцкий Василий Вельяминов подменил этот пояс другим, меньшим, а настоящий отдал своему сыну Микуле, женатому на сестре Евдокии Марии. Таким образом, пояс из семьи Дмитрия Донского попал в боковую княжескую линию и в качестве приданого передавался несколькими поколениями, пока не достался Василию Косому. В этом поясе тот и явился на свадьбу великого князя. Софья Витовтовна считала пояс собственностью своего семейства, поэтому и сорвала его со звенигородского гостя.
Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, поэтому его снимали вместе с крестом при добывании «цветка папоротника» в ночь на Купалу, при поисках клада, во время исполнения языческих обрядов против эпидемий и падежа скота.
Во многих странах существовала вера в то, что можно навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия.
По поверьям поляков и белорусов, с помощью скрученного пояса ведьма могла «оборотить» весь свадебный пояс в волков.
Литература
1. Байтурин А. К. Пояс (к семиотике вещей). Из культурного наследия народов Восточной Европы. СПб., 1992.
2. Древность: Арьи, славяне. М., 1996.
3. Миловский А. Народные промыслы. М., 1994.
4. Русский народ: его обычаи, обряды, предсказания, суеверия и поэзия. /Собр. М. Забылина. Репринт. М., 1992.
5. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.
6. Семенова М. Мы - славяне. СПб., 1997.
7. Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.
Источник
0 comments