Бабьи каши (Бабий день)

,January 9, 2016

Бабьи каши (Бабий день) — день народного календаря у славян, отмечаемый русскими и белорусами 26 декабря (8 января) или 27 декабря (9 января). В обрядах дня присутствуют следы культа Параскевы Пятницы, который, в свою очередь, восходит к почитанию Великой богини-матери. На Руси в этот день почитали повивальных бабок и рожениц.

Другие названия: рус. Бабий праздник, Праздник каш, Ефим, Бабий день, Бабины, Праздник повивальных бабок и рожениц, Бабинцы (брян.), Собор Пресвятой Богородицы, Раннее Рождество, белор. Маладзёны, Зімні пакроўчык, Бабіны, Сабор Прасвятой Багародзіцы, Яўхім, Кастусь.

Русские обряды

По мнению советского этнографа В. И. Чичерова, обрядовая тема брака и рождения связана с образом Великой богини славян-земледельцев как воплощенья всего живого плодородящего, эта тема проходит как основная через все богородичные дни, противостоя умиранию природы и солнца.

В этот день почитали повивальных бабок и рожениц. Во многих местах по древнему обычаю русские женщины ходили к родильницам с пирогами. Согласно этому обычаю, во второй день Рождества в праздник пресвятой Богородицы в юго-западной Руси многие сельские женщины шли в церковь со специально приготовленными пирогами, «думая этим сделать честь св. Богородице». Этот обычай был ранее весьма распространён, но Церковью не терпим. Митрополит киевский Михаил в 1590 году осудил и запретил его как обычай несовместимый со святостью Пресвятой Девы. В одной из грамот он писал: «И теж пироги на завтрие рождества Христова, которые приносят до церквей, мняше в честь богородицы, ещё есть велико бесчестие и догмат безбожных еретик, делая бо богородица паче слова и разума нетленно роди». С. Максимов сообщает легенду, записанную в бывшем Меленковском уезде Владимирской губернии, в которой в роли повивальной бабки выступает Параскева-Пятница.


Праздник рожениц и повивальных бабок в этот день находит себе церковную параллель в совершении молебна иконе Богородицы «Помощь в родах», повторяющей композицию древних изображений «Великой богини» славян-земледельцев.

Композиция иконы «Блаженное чрево», которой также служили службы на Рождество роженицы и повивальные бабки, повторяет композиции народных дохристианских культовых изображений и связывает иконографию богоматери как с обрядом народного земледельческого календаря, так и с тесно спаянной с ним семейной обрядностью.

Женщины, имеющие детей, приносили повивальным бабкам подарки и угощения: пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи, трапеза называлась трапезой Роду и роженицам. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребёнка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям.

Повитухами были («бабничали») обычно замужние женщины, имевшие своих детей и с безупречной репутацией в глазах односельчан. Повитухи знали традиции, у них был большой опыт родовспоможения, владели ритуальной практикой, знали множество заговоров, молитв и просто добрых слов для приободрения рожениц. Первые несколько дней за молодой матерью также присматривала повитуха. За помощь повитух одаривали подарками, деньгами или продуктами. К моменту крещения повивальная бабка передавала младенца на попечение крёстной матери, но между повитухой и родившимся ребёнком на всю жизнь устанавливалась духовно-родственная связь.

Как правило к родовспоможению привлекались женщины нерепродуктивного возраста, имевшие детей и не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

Согласно поверьям, с этого дня начинают беситься ведьмы и черти: крадут с неба месяц, воруют звёзды, стараясь в темноте как можно ближе подобраться к людям. Поэтому крестьяне, желая оградить себя от происков нечистой силы, переодевались в нелепые костюмы и с песнями и плясками гуляли по деревне, тем самым показывая злым духам, что их место уже занято. Костюмы ряженых, как правило, делались из подручного материала: выворачивали тулупы или брали старые мешки из под картошки; лица разрисовывались сажей, на спины подкладывали горбы, а к рукам и ногам, чтобы те казались толстыми и кривыми, привязывали пучки. Для большего устрашения на костюм вешали старые веники или лапти, колокольчики и т. п. Чаще всего ряженые изображали животных — козу, коня, медведя, журавля или персонажей потустороннего мира — покойника, чёрта, ведьму, русалку, кикимору и т. д. Встречались костюмы, изображавшие представителей других народностей — цыган, евреев или немцев.

В этот день обращались за помощью к пророку Давиду — музыканту и укротителю гнева. Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивал у него защиты от зверей, от разбойников, считая, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов.

Также представляем вашему вниманию статью на эту тему, в которой весьма подробно рассмотрена эволюция образа женского архетипа.

Фатыхов С.Г. Фетишизация и трансформация в женские божества матерей-прародительниц.

Файл Фатыхов С.Г. Фетишизация и трансформация в женс..

Share: