4 СТУЖЕНЯ-ДЕКАБРЯ. ЗАРЯ ЗАРЯНИЦА ЗИМНЯЯ

,January 21, 2018


4 Стуженя (декабря) - день Зари-Заряницы Зимней. Эта дочь неба явила себя, ярко пылающей юной женщиной в светлых одеждах, повелевая надо всем земным добром. Зажгись здесь сегодня, о счастливая Ушас! (из гимнов «Ригведы»)

Встала из мрака младая, с перстами пурпурными Эос (Гомер, «Илиада»). Почитание сил Природы испокон веков было одной из важнейших основ Родноверия. Предки наши зрели Божественное повсюду – в Солнце и Луне, Огне и Воде, Матери-Земле и Небесных Молниях… Чтили они и Зарю Заряницу, сестру Трисветлого Солнца, славили её и просили о помощи – как и всех прочих Богов и Богинь. О почитании Зари в славянской традиционной культуре, а также – о её месте в мировидении наших Пращуров, о представлениях с ней связанных, и пойдёт речь в этой небольшой работе.

Вообще говоря, славянская Традиция знает две Зари: Утреннюю и Вечернюю. Согласно древним сказам, Зори произошли из глаз Первобога Рода («Зоря утрення и вечерняя – от очей Его» – говорит «Голубиная Книга»). Обе они – сёстры Солнца; Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя Заря на закате принимает их. Однако Предки наши почитали Утреннюю Зарю намного больше, чем Вечернюю; потому и эта статья посвящена, по преимуществу, именно ей. Другие имена Зари: Утренница, Зарница, Денница, Мерцана.

Образ этой Богини весьма сложен и многогранен. Она – Богиня Света, прогоняющая Тьму, Дева-Воительница. Она же – Небесная Заступница, защищающая от бед. В старинных русских заговорах есть такие обращения к ней: «Еду на гору высокую, далёкую, по облакам, по водам, а на горе высокой стоит терем боярский, а в тереме боярском сидит зазноба, Заря-Заряница, красная девица. Ты, девица, зазноба молодеческая, иду за тебя во рать на супостатов моих, врагов-злодеев. Вынь ты, девица, Заря-Заряница, отеческий меч-кладенец, достань ты панцирь дедовский, отомкни шлем богатырский, отопри коня ворона. Мне, меч-кладенец, будь другом, мне, панцирь дедовский, будь родным братом, мне, шлем богатырский, будь венцом обручальным, мне, конь вороной, будь удалым молодцом.

Выйди ты, девица, Заря-Заряница, в чистое поле, а в чистом поле стоит рать могучая, а в рати оружий сметы нет. Закрой ты, девица, Заря-Заряница, меня своей фатой: от силы вражьей, от пищали, от стрел, от борца, от кулачного бойца, от ратоборца Вы, дерева, от меня воротитесь, вы, железо и медь, отлетайте, вы, люди неверные, отбегайте. А буде я ворочусь поживу и поздорову, ино буду, красная девица, тобой похвалятися, своей молодеческой поступью выказыватися. Твоя фата крепка, как камень-горюч Алатырь; моя молодеческая поступь сильна, как вода мельничная»;

«Заря-Зареница, красная девица, сама мати и царица Заря-Зареница среди ночи приди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью царицей и сложи с меня (имярек) и отведи от меня окаянную силу, все хвори невзгоды». Свет Зари, по народным поверьям, способствует плодородию: у крестьян бытовал обычай выставлять семена, предназначенные для посева, на три утренние зори. В одном из заговоров на урожай говорится: «Умоюсь я (имярек) Утренней Зарёй, утренней росой. Гой еси ты, Заря Утренняя! И ты, Заря Вечерняя! Пади ты на мою рожь, дабы она росла как лес высока, как дуб толста! Будьте мои слова крепки и лепки!»

К этой Богине часто обращались с просьбами об исцелении: «Заря, зарина, Заря скорина, возьми с раба Божия младенца зыки и рыки дневные и ночные»; «Зоря-Зоряница, красная девица! поди ко мне на помочь; помоги мне из (имярек) золотуху выговорить Золотуха-красуха! поди из (имярек) в чистые поля, в синие моря: как чистые звёзды с неба сыплются, так бы золотуха из (имярек) выкатилась»; её образ часто встречается в заговорах на остановку крови: «На море на Окияне, на острове Буяне, лежит бел горюч Камень-Алатырь. На том Камне-Алатыре сидит красна девица, швея - мастерица, держит иглу булатную, руду жёлтую, зашивает раны кровавые».

Зарю просили избавить от бессонницы, дать спокойный сон: «Заря-Заряница, красна девица, возьми свои ночницы от (имярек). Дай сон, дрёму, да доброе здоровье»; «Заря-Заряница, красна девица, дай сну и угомону мне (имярек)». По-видимому, представление о том, что сон (и бессонница) находится в её власти, связано с тем, что в старину люди обычно вставали рано утром: их будила Заря… К ней обращались за помощью в любовных делах – один из приворотных заговоров звучит так: «Заря-Заряница, Солнца сестрица! Ходишь ты высоко, зришь ты далёко! Пойди-позри, где мой любый, где мой суженный, где он ходит гуляет, где он ест да пьёт, да там его возьми, спереди подстели, сзади подстяжи, абы не мог он без меня (имярек) ни жити ни быти, ни думы думати, ни советы советовати, ни любовь любовати! Не мог бы он без меня (имярек) ни хлеба заедати, ни медов запивати, да во ночи сном ни засыпати! Будь ты, мой приворот, крепче камня, крепче железа, век по веку, отныне и до веку!»

Наконец, росу (целебную и дарующую силу) наши Пращуры называли слезами Зари, а, следовательно, эта Богиня мыслилась ещё и хозяйкой росы.

Светом Зари освящали воду – Ю.П. Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет: «Хозяйка с вечера ставила воду в траве посреди двора, «чтоб Заря посветила», а другие говорили, «чтоб Заря посвятила». Вероятно, последнее вернее». В этом же источнике приводится описание гадания по Заре: «Утром на Пасху, вытащив воду из колодца и неся её коровам, хозяйки в Юрьевке ставили ведро перед дверьми хлева и «смотрели Зарю в воде». Если вода была красной (от Зари), то и «лето будет красное!» Если Заря была бледной, то и «хлеба будет бедно». Согласно традиционным славянским представлениям, Заря – возлюбленная Месяца, что подтверждается фольклорными текстами. В русской колядке поётся: «Ходя-походя Месяц по небу Клича-поклича Зарю за собой Пойдём, Зоренька, пойдём, ясная Пойдём со мною богача шукать».

В белорусской песне: «Перебор-Мисячек, перебор! Всех зирочек перебрал Одну себе зирочку сподобал Хоч она и маленька Да ясненька Меж всех зирочек значненька». А.И. Асов в своих «Песнях Птицы Гамаюн» (реконструкции славянских мифов) приводит такой сказ о Месяце и Заре: Заря была женой Хорса, Бога Солнца; Месяц влюбился в Зарю и украл её, за что был наказан Перуном. «И тогда Пеpун разрубил мечом ясный Месяц, лихого похитчика, и вернул Зарю Хоpсу светлому. И с тех пор ясный Месяц на небе тщетно ищет Зарю-Зареницу и не может найти молодую Зарю. Вырастает опять, но могучий Пеpун вновь его разрубает своим мечом».

К слову сказать, в славянском фольклоре существует также представление, согласно которому Солнце – женского рода и является женой Месяца: «Ясне сонце – то господыня Ясен Мисяц – то господарь Ясни зирки – то его диткы»; «А мой батька, а мой батька – ясен Месяц И моя матка, а моя матка – красно Солнце». Эта версия находит себе соответствие в литовской и германской мифологии… А.Н. Афанасьев в своей работе «Поэтические воззрения славян на природу» отождествляет Зарю с Ладой, старшей Рожаницей: «Под влиянием таких воззрений дева Зоря, или весеннее Солнце, получила характер богини-громовницы, разящей тучи и проливающей дожди, как это очевидно из преданий о Фрее и других родственных мифов Фрее соответствует славянская богиня Прия от санскр. pri (зенд. fri) — любить, prijas — любимый человек, супруг, откуда наше приятель (приятный), чешек, prjtel, пол. przyiaciel. В «Mater verborum» Прия названа Афродитою, а Венера переводится именем Лады.

Приведенные свидетельства языка убеждают в тождестве Фреи, Прии и Лады». Однако такое отождествление выглядит маловероятным. Довольно странным видится включение Зари и весеннего Солнца в образ одной Богини. Конечно, Весна – Утро Года, но, тем не менее, в славянских мифологических представлениях Заря и Солнце чётко отделены друг от друга. Кроме того, связь Лады с Денницей (Зарёй планетой Венерой) не доказана. В литовской народной песне Лада (как известно, являющаяся общим для балтов и славян Божеством) прямо именуется Солнцем («пасу, пасу мои овечки; тебя, волк, не боюсь! бог с солнечными кудрями верно тебя не допустит. Ладо, Ладо-солнце!»); греческий аналог Лады (Лато) не ассоциируется с Зарёй (Эос) и с планетой Венерой. Наконец, Лада – Богиня-Мать, а Зарю-Заряницу в традиционной культуре намного чаще называют «девицей», чем «матерью». Скорее всего, отождествление Лады и Венеры в «Mater Verborum» вызвано просто сходством функций: ведь и та и другая являются Богинями Любви.

Славяне издревле почитали Зарю-Заряницу, которая символизирует взаимодействие светлых и темных сил. Славили звездное небо и всех Богов. Каждая мать, у которой есть дочка, должна свято чтить Утреннюю Зарю, потому что это она вместе с Матушкой Ладой приносит в душу девочки мир. Именно Заря делает из дитяти девочку в три года, когда ей впервые надевают сережки. На заре выливают первую детскую купель, чтобы ребенок счастливым был и имел хорошую судьбу. Считается, что вышивать научила людей Заря. Заря - это красна девица, которая утром отпирает ключами небесные врата и выпускает Солнце, которое идет вслед за ней.

А ещё предшествует Утренняя Заря на небе Солнцу-Дажьбогу, выводит на небосклон его белых коней; вторая сестра - Вечерняя Заря - заводит коней на конюшню после того, как Дажьбог закончил свой объезд. Образ зари и девушки тесно переплетаются, заменяют друг друга и воспринимаются, как единое целое. Заря ещё является Богиней-заступницей семейных обетов, которые она слышит, когда ночью ими обмениваются влюбленные. На камне-Алатыре любит сидеть красна девица Заря, которая зашивает раны кровавые, то есть каждое утро просветляет небо своей пеленой. Этот праздник важен в цепи превращений как космического измерения, так и гармоничного взаимодействия между мужчиной и женщиной.

Сказка «Заря-заряница»

То ли не доезжая Ардатова, то ли проехавши Горбатово, жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей Алёнкой. Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь - битой быть. И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в поле, а там еще темным-темно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом скажет: «Заря-Заряница, посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку работушку кончить, изобьет меня мачеха...» Только она это выговорит, тут же прояснеет над тёмным лесом, облачка полыхнут полымем. Малость подождёт Аленка, и Заря-Заряница Красное Солнышко выведет. Выведет и пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её – Вечерней Зари.

А как выведет, до утра ей и делать нечего. "Дай-ка, - скажет, - гляну, много ли нынче Алёнушке потрудиться надо". Закутается туманом и долами к её полоске проберётся. Пожалеет бедняжку: - Не помочь ли тебе, Алёнушка? Аленушка в пояс ей поклонится: - Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит. Навернётся жених, на Алёнушку глянет - сватается, а от её дочки – Аннушки – шарахается. Кипит от злости Арина, хитренько выпытывает у падчерицы, как это она, что ей ни прикажи, за троих делает: - Другая бы зачахла, а ты вон какая королевишна, на щеках свет-заря горит. Али помогает кто?..

Не потаила Алёнушка, призналась, что раным-рано, ещё до свету, позовёт Зарю-Заряницу, та ей и помогает. А что щёки как заря горят, так каждое утро Зарю-Заряницу встречает, как им алым не быть. Раззавидовалась мачеха, на другое же утро провожает дочку Аннушку в поле ни свет ни заря. Одела её потеплее, обула, наказывает: - Придёшь, крикнешь Зарю-Заряницу, чтобы помогла тебе, да сама-то не майся, не надрывайся, а только гляди на неё, щечки и у тебя будут алее зари. На ломоток пирога, ступай.

Пришла Аннушка на свою полоску и – вот беда! – спать захотелось. Углядела стожок в сторонке, дай, думает, посижу там да вздремну, а потом и Зарю-Заряницу кликну. Посидела, умяла весь пирог без остатка и уснула. Солнышко уж ей в рот заглядывать стало, она и проснулась. Проспала Зарю-Заряницу. На другое утро Аннушка умнее была, дождалась, как небо залазоревело, и Зарю-Заряницу кликнула. Вывела Заря-Заряница Красное Солнышко и к Аннушке. - На вот серп, жни, мамка наказывала, - говорит ей Аннушка, - тебе легче сгибаться. Да чего ты каким-то пологом завесилась? Дай я на тебя погляжу, чтобы щёки у меня алее Алёнкиных были. -

И сорвала завесу, с туманом схожую. Как огнём Заря-Заряница полыхнула, опять в туман завернулась и пропала. Промигивается Аннушка, ничего не видит. Так и ослепла. Сослепу в лес забрела, чуть нашли. Жива и сейчас Аннушка. Зрячей была, никакому делу не выучилась, слепой и вовсе ничего делать не хочет. Так и доживает свой век лентяйкой.

Мирослав

Про зимнюю Зарю Заряницу

Ноченька зимняя, ночка морозная,
Синий над озером дым.
Зоренька алая небушко звёздное
Красит румянцем своим.
Спит Вещий лес, убелённый метелями,
Тайно светясь изнутри,
Ярко пылает над сонными елями
Красный румянец Зари.
Прячутся утром все звёздочки малые
В тереме горнем своём.
По небу мечутся сполохи алые
Залит огнём окоём.
Вот и рассвет золотой занимается
Небо светлей и светлей.
Ясное Солнце огнём поднимается
Над белоснежьем полей.
Прячет улыбку свою ясноликая,
Нежная дева Заря
Ласка небесная, жрица великая
Солнечного алтаря.

Взмыло Солнце прекрасной Жар-Птицею,
Все углы осветило в лесу.
Я бегу за Зарёй Заряницею
На её огневую красу.
Небо надвое будто расколото
Пляшет дева над ширью полей,
Серебро во червонное золото
Превращая улыбкой своей.
Оттого её славлю - багряную,
Яроокую нашу Зарю,
Что сама не от стужи румяная
От любви да от страсти горю.
Вдруг средь утра, морозного, снежного,
Красно Солнышко в терем взойдёт,
Поглядит на меня нежней нежного,
На свиданье к тебе позовёт.
Босиком, да по полю нарядному
Побегу - все снега растоплю,
Потому что тебя, ненаглядного,
Пуще солнышка, жарко люблю!

Прощаюсь с горестью и грустью,
Что было с нами - всё не зря.
В красе пылающей над Русью
Встаёт рассветная Заря
И гонит мрак унылой ночи
Огнём божественных словес,
И уж не звёзды - Божьи очи
Взирают ласково с небес.
Сжигая старые запреты,
Зовёт всех нас: «Пора! Пора!»
Заря - предвестница рассвета,
И Солнца светлого сестра.
Пылают горние чертоги,
Встречая утреннюю Новь,
Проснуться скоро люди-Боги,
И лад вернётся, и любовь.
Вперёд восхода Заряница
Дорогой вышнею идёт.
Держа огонь в своей деснице,
Судьбу счастливую прядёт
С рассветной нитью веретёнце
В руках у солнечной Зари,
Наш русский Бог - златое Солнце,
В душе у каждого горит!

Восход колдует над лесами.
Вставай, Трисветлый наш! Свети!
Где золотыми полосами Легли небесные пути,
Последних звёзд сверкают очи,
Особо яркие в мороз;
И провожая сумрак ночи,
Среди заснеженных берёз
Метель плывёт, кружась и вея,
В рассветном плавясь янтаре,
Навстречу юной ворожее
Румяной утренней заре.
Она придёт и очарует
Пространство сонное небес;
И ветер северный задует,
Снегами заметая лес.
Когда средь елей в снежных платьях
Растает нежная заря,
Я утону в твоих объятьях
Морозным утром декабря.

М. Волкова
Share: