3 ЛЮТЕНЯ-ФЕВРАЛЯ. МАЛЫЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ (ВЕЛЕС-ВОЛЧИЙ СВАТ).
3 февраля отмечается Малый Велесов День или Велес-Волчий Сват - святодень, посвящённый Велесу Волчьему Свату, предваряющий Малые Велесовы (Волчьи) Святки и Великий Велесов День.
В пору внедрения и распространения христианства на Руси - т.е. двоеверия на Руси - на эту дату по христианскому календарю приходился день Симеона и Анны, именовавшийся тако же "Малым Власием" (примечание: под т.н. "Власием" христиане замаскировали нашего Бога Велеса, т.к. не смогли стереть с памяти у народа о нём - и в противовес придумали своего "Власа-Власия").
В народе говорили: "Семён с Анной сбрую починяют, а Власий коней седлает". По народным поверьям, на Власия - Домовой "заезжает" лошадей ("Лихой Домовой, ночью заезжает лошадей"), и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи. Домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин. Сей день именуется так же "Починками", потому как о сию пору осматривают и чинят летнюю сбрую. Недаром говориться: "Готовь телегу зимой, а сани летом". В этот день варят соломату: "Приехала соломата на двор, расчинай починки".
После снегопада старый ельник превращается в загадочный, необыкновенно красивый лес. Кажется, вот здесь и живет сказка. Могучие вековые деревья своими обвисшими под тяжестью снежных шуб лапами прикрывают, оберегают совсем еще маленьких, но пушистых и таких же нарядных елочек. В чащу уходят цепочки и замысловатые зигзаги различных следов. Вот заячьи, вот лисьи, а это мышиные. А здесь прошлась то ли куница, то ли соболек.Там, в глубине леса, темнее. Есть место кому укрыться, а кому затаиться в засаде. Эта необыкновенная тишина только кажущаяся. В ельнике в любое время года жизнь кипит страстями – звериными.
День 3 февраля - святодень, который издавна в народе связан с именем Велеса. В период двоеверия часть его функций, по иудейским мифам, якобы "перешла" к т.н. христианскому "св. Николаю".
С этого дня начинаются так называемые ВЕЛЕСОВЫ (ВОЛЧЬИ) СВЯТКИ, которые заканчиваются на Велесов День 11 февраля. «Волчьими» Велесовы Святки называются оттого, что в эти дни у волков решается судьба, кто и с кем заведёт волчат, — играются так называемые «волчьи свадьбы».
Раньше крестьяне с этого дня опасались даже в лес за хворостом ходить, а ямщики по санному следу по одному в дорогу не отправлялись. Ибо волки становились особо злыми («Велес-Студный – волчий сват, маковый закат»).
С 4 по 10 февраля отмечаются Малые Велесовы или Волчьи Святки - череда святодней между Велесом Малым (3 февраля) и Велесом Великим (11 февраля):
4 февраля - Велес Студёный,
5 февраля - Велес Корович (или Велес Коровятник),
6 февраля - Велес Телятник,
7 февраля - Велес Лукавый,
8 февраля - Велес Серповидец,
9 февпаля - Велес Житный Дед
и, наконец, 10 февраля - Велес Зимобор.
Велес Малый: Уряд Обрядный
1) Жданки, уготовление обряда. Мужчины складывают костровище вне Капища на границе леса, ставят столешницу из брёвен или стол из скатанного в комья снега, коли снег липкий. Женщины собирают братчинные приношения и накрывают на стол. Устроители встречают дорогих гостей чарами с питным мёдом, гости чествуют устроителей ответными здравицами.
2) Зачин. Слово волхва о празднике. Обращение к детям Велесовым — зверью лесному, принесение треб — салом (зверю рыскучему), хлебом (зверю бегучему) и зерном (птицам летучим), дабы не пугались огня, собирались бы на свадьбы звериные, а и послушали бы птицы вещие да понесли слово Живе (подношения кладутся на пни или куски древесной коры так, чтобы они не провалились под снег). Освящение, заговор и возжигание Огня, принесение требы Огнебогу Сварожичу (питным мёдом), славление всего Рода Небесного. Круговая чара.
3) Хождение «змейкой» (не разрывая рук) к берлоге медвежьей. Гадание — повернулся ли медведь на другой бок? Коли повернулся, так уж и весна скоро.
4) Гадание по посоху волховскому, брошенному поперёк тропы: занесёт ли его пурга-метель, али нет? Коли занесёт — зима будет протяжная, а травы по лету мало, а если не занесёт — весна будет ранней, а год урожайным. Волхвы препятствуют метели (Морене и Её слугам), разметая снег веником из еловых ветвей.
5) Явление Богини Мары-Морены-Зимы и Её свиты. Ругается Тёмная Богиня Морена на то, что горит Огонь Живой в лесу. Не довольна Она шумом-гамом, грозится людей поморозить, Живу-Весну не пустить. Тёмные слуги Морены стараются костёр растащить по поленьям — отгоняют их волхвы кочергами. Заметают тёмные снег над гадательным посохом — волхвы препятствуют им. Ещё пуще грозится Морена — и людей, и зверей поморозить, помертвить.
6) Явление Богини Живы-Весны и Её свиты. Вступается Светлая Богиня Жива за людей, предвещает приход Ярилы, сына Велесова, Который, если Сама Морена не утихомирится, собьёт с Неё в своё время рога. Тёмные слуги Морены схватываются со светлыми помощниками Живы, но никто не побеждает, ибо равны в эту пору их силы.
Отвечает Морена, что не страшится Она Ярилы, и что нет у Живы против Неё ещё сил.
Жива, зная это, призывает волхвов. Волхвы держат совет, после чего обращаются к Велесу Мудрому за защитою. Открывается им от Велеса, что должно чествовать Морену, задобрив Её чарой с хмельной брагой. Трижды подносят чашу волхвы, хмелеет Морена, и уж не так грозна Она пьяная — не устояла перед брагою. Готова на попятную идти, если потешат её играми да песнями.
7) Чествование Бога Велеса и Рода. Рады люди, чествуют они Богиню Морену наряду с Богиней Живой. Славят встречу Их первую. Примирившиеся Жива и Морена вместе с людьми славят Мудрого Велеса, приносят требы Ему звоном монет и их россыпью округ, а также воют — потому как «волчьи свадьбы» начинаются. Славят троекратно Рода — Отца Живы и Морены — Утвердившего лад меж Ними (хлопают в ладоши). И расходятся Богини в разные стороны от костра, скрываются в лесу.
8) Гульбище и завершение обрядового действа. Собравшиеся пьют, едят, веселятся — как обещали Живе и Морене. Устраивают игры и забавы: скоморошины, боротьбу на гужах, «конный бой», бой «стенка на стенку», ломание палки и т.д.
Примечание: Действо правят три жреца — белый, чёрный и красный.
Белый — Живу зовёт и с Ней говорит,
чёрный — с Мореной переговоры ведёт и над кочергами ворожит,
красный — заклинает Огонь.
Также в действе участвуют тёмная и светлая жрицы (Морены и Живы) и по два потворника каждой (все должны одеться согласно выбранной Стезе). По окончании действа жрицам и потворникам их должно умыться снегом и обойти вокруг Огня посолонь — дабы очиститься от окруты, вершившейся на обряде.
0 comments