21 ТРАВЕНЯ-МАЯ. ОЛЕНИНЫ-ЛЕННИЧИ
21 мая совершают особый обряд "Оленины-Ленничи", который призван обеспечить рост лёна, чтобы он стал выше.
Чтобы нечистая сила не поселилась в посевахльна, хозяева выходят раннею зарёю на поле с льняным либо конопляным маслом и обращаясь на восток, рекут:
1. Мать Макошь Льняница!
Уйми ты всякугадину нечистую
От приворота илихого дела! Гой-Ма!
Затем выливают на землю часть принесённого масла, после чего, обратясь на запад, продолжают:
2. Мать Макошь Льняница!
Прогони ты нечистую силу в бездны кипучия,
В смолугорючую! Гой-Ма!
Затем на юг:
3. Мать Макошь Льняница!
Утоли ты всеветры полуденные со ненастью,
Уйми пески сыпучие! Гой-Ма!
И, наконец, на север:
4. Мать Макошь Льняница!
Уйми ты ветры полуночные со тучами,
Сдержи морозы со метелями! Гой-Ма!
За каждым таким обращением льют на полемасло из посудины, а в заключение — оставляют в поле (закапывают, оставляют намеже) и саму посудину.
Макошин заговор на лён (2)
Согласно народным верованиям, от Макоши Льняницы зависит обилие урожая льна. К ней обращаются с просьбами об отвращении засухи, проливных дождей, неурожаев. В требу ей приносят земные плоды, молоко,мёд. В самом начале теребления льна — одна из старух, известная «лёгкостью своей руки», выходит ночью в поле, надёргивает снопик льна, связывает его и затем три раза подряд то кладёт, то ставит его на землю, причитывая слова заговора:
Макоша-матушка!
Помоги внучкам Даждьбожьим [имярек]
Без скорби и болезни взять урожай,
Будь им заступница от колдуна и колдуницы,
Девки черноглазки и бабы простоволоски! Гой-Ма!
Затем, взявши снопик, она старается пройти с поля до двора никем не замеченною.
0 comments