21 ГРУДЕНЯ-НОЯБРЯ. ПРИХОД МОРЕНЫ-ЗИМЫ (ДЕНЬ МАРЕНЫ)
21 груденя/ноября - приход Морены-Зимы. В пору двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение Марии Богородицы во храм
В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело», ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права. За день до Введения отмечали Прокла (20 груденя/ноября) — день, когда творили обереги от всякой нечисти: «На Прокла всякую нечисть проклинают». Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября) — день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: «Введение идёт — за собой Прокопа ведёт», «Прокоп по снегу ступает — дорогу копает», «Прокопий дороги прокапывает», «Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал».
[1] Обычно отмечается после того, как снег покроет землю.
[2] Согласно христианским верованиям, в возрасте трёх лет дева Мария, будущая Богородица, была отдана родителями на воспитание в иерусалимский храм, где провела затем несколько лет.
Марин день
ГОЙ ТЫ МАРУШКА ЕСИ ГОСУДАРУШКА БЛЕДНОЛИКАЯ ЕСИ ВЕЛИЧАВАЯ В НОЩИ КОЩНАЯ А ВО ЗИМЕ ХЛАДНАЯ ТЫ КОРИ МЕНЯ ДНЕСЬ МАТИ ЗАКРАДНАЯ СТАНИ ТВОЙ УРОК В НАЗИДАНИЕ А ЗАРОК ВО ПАМЯТОВАНИЕ ДАБЫ ЧРЕЗ ЖИВОТ ЗРЕТЬ НЕСМЕРТНОЕ ПРОСЛАВЛЯТЬ СВОЙ РОД ВЕДОЙ ДРЕВНЕЮ ТЫ ОТЫМИ НАПРОЧЬ ВСЕ ПООТЖИВШЕЕ СЕКИ СЕРПОМ СВОИМ ЯКО НЕ БЫВШЕЕ ДА ВРАЗУМИ МУДРОВАНИЕМ ПРАВИТЬ СЯ А ЗА ТО ВОВЕК ВОЗВЕЛИЧАЙСЯ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
1. Мара-Морена
Мара-Морена издревле почитается Родноверами как Тёмный Лик Великой Богини — Матери всего сущего. Если Светлая Жива даёт всякому животу жизнь и тепло, то Тёмная Мара обрекает всё отжившее на смерть и хлад. Созидание и разрушение, жизнь и смерть — две стороны Бытия: они не существуют по отдельности, но действуют всегда сообща. Без смерти нет обновления, возрождения, превосхождения себя — шага на новый уровень Бытия. Каждый миг в каждом живом теле происходит непрерывное отмирание старых и рождение новых клеток. Всякое обучение предполагает смену старых, отживших понятий — новыми. Духовное Посвящение достигается путём смерти нашего прежнего естества и возрождения нас в новом качестве.
2. Мара Ведная
В Родноверческих Ведических сказаниях Мара величается Зимней и кощной Владычицей, Кощной Повелительницей (Повелительницей Смерти), секущей Своим Волшебным (Велесовым) Серпом Покутные Нити (Нити Судеб) всего сущего. Како во слове вещем речено:
МАРА ТЕМЯНАЯ МАРА ЛЕДЯНАЯ МАРУШКА НОЩНАЯ МАТУШКА КОЩНАЯ С СВИТОЮ ГРОЗНОЮ ПРИЙДИ МОРОЗНАЯ В ПЛЯСЕ НЕИСТАЯ МАТИ ПРЕЧИСТАЯ ЗАПАДНА-СЕВЕРНА ТЕ ЗИМА ВВЕРЕНА ТЕ ПЛОТЬ ИЗВОЛЕНА ЧАРОЙ ИСПОЕНА БЛЮДИ ЖЕ ПО МЕРЕ НАС ВРАЗУМИ ЖЕ ПО СЕЙ ЧАС КОРИ ЗА ИНШЕЕ ОТЫМИ ЛИШНЕЕ ВОДОЮ ХЛАДНОЮ СТЕЗЕЙ ЗАКРАДНОЮ СЕРПОМ ВЕЛЕСОВЫМ ЧИРАМИ-РЕЗАМИ НАВЬИМИ РУНАМИ ДИВЬИМИ СТРУНАМИ ГУДЬБОЙ В БЕЗМОЛВИИ СУДЬБОЙ ИСПОЛНЕННОЙ КОЩНОЙ ПОТВОРОЮ НОЩНОЮ ПОРОЮ В СМЕРТИ НЕ В МАЯТЕ В ВЕДЕ НЕ В СУЕТЕ В НЕ ЗРИМОМ ОЧАМИ ЗВЕЗДНЫМИ НОЧАМИ ПТИЦЕЙ ОБЛИЧАЙСЯ НЫНЕ ВЕЛИЧАЙСЯ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
Тако же Мара почитается Навьей Госпожой — Повелительницей бестелесных духов-навий и Божественной Супругой Сивого Яра — Велеса Зимнего, иже суть один из Тёмных Ликов Вещего Бога.
3. Мара Кологодная
В Кологоде (Годовом Круге) Уделом Мары является зима, в сутках — нощь, во всяком действе — стадия затухания, растворения, умирания. Марин Святодень в году — пора подведения итогов, последняя Кологодная «стоянка», последняя ступень перед Корочуном (самым коротким днём в году, когда Кощный Бог «окорачивает» завершающееся Годовое Коло). Это пора очищения, отхода от всего поверхностного, суетного, внешнего, и возвращения ко Внутреннему — к Истокам Мирозданья, к Началу начал, к своему собственному Вещему Сердцу и Сокровенному Сердцу Мира.
4. Марин день: общие сведения
Марин день в Кологоде — встреча зимы. Отмечается в середине месяца груденя/ноября, после того, как снег покроет Землю. В эпоху двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные»[1] христиане отмечали в этот день Введение Богородицы во храм[2]. В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело», — ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права. За день до Введения отмечали Прокла (20 груденя/ноября) — день, когда творили обереги от всякой нечисти: «На Прокла всякую нечисть проклинают». Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября) — день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: «Введение идёт — за собой Прокопа ведёт», «Прокоп по снегу ступает — дорогу копает», «Прокопий дороги прокапывает», «Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал».
5. Марин день: обрядовый зачин
Ещё засветло люди собираются на Капище, возжигают Огонь, волхвы рекут слова вещие на зачин:
РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО! РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО! РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО! СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ! СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ! СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ! ГОЙ!
При этом слова «ЗАСВЕРКАЙ СВЕТЛО ЯРИ ЯСНОЕ СОЛНЦЕ КРАСНОЕ» (кои обычно рекутся на зачин Светлых праздников после слов: «РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО») не читаются. Далее обрядиво творится в соответствии с нашим «Урядником Малым»[3].
Пока Солнце не скрылось за виднокрай, приносится общая треба Всебожью Родову, волхвы рекут слова вещие на освящение требного каравая: СВЯТИСЯ ТРЕБА ОТ СОХИ ДО ХЛЕБА ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА ПРЕБУДИ ЛЕПА! ГОЙ! Особливые славления рекутся Велесу, Коего просят отверзнуть Навий Путь приходящей во Свою пору Маре-Зиме, а тако же оберечь всяк живот в Яви от худа и лиха в течение всей Нощи Года (зимы), например:
ГОЙ ЯРЕ СИВЕ ВЕЛЕСЕ В ЗИМЕ ГЛАВОЮ РОГАТ САМ ВОЛОХАТ СТАРЧЕ МОГУТНЫЙ ВОЛХОВЕ ПРЕМУДРЫЙ ОГНЬ ТАЙНЫЙ ХРАНЯЩИЙ ЗДРАВУ ДАРЯЩИЙ ТЕБЯ ДНЕСЬ СЛАВИМ ДА ВЕЛИЧАЕМ ВО НОЩИ ГОДА С ПОКЛОНОМ ВСТРЕЧАЕМ ПРИЙДИ НЕ В ГОРЕСТЯХ ПРИЙДИ НЕ В БОЛЕСТЯХ ПРИЙДИ НЕ С ГЛАДОМ ПРИЙДИ НЕ С ХЛАДОМ А ПРИЙДИ С ДОЛЕЙ ЩЕДРОЙ ПРЕБОЛЕ ВО НОЩИ ГОДА ОБЕРЕГ РОДА! ВЕЛЕСУ СЛАВА! ГОЙ!
Завершается обрядиво истыми радениями: воспеваниями колослав[4] Велесу и хороводами посолонь (по Солнцу) коло Огня.
6. Марин день: треба и величание
В сумерках люди собираются коло Огня, встают к нему спинами (кроме особливых жрецов, сторожащих Огонь), пускают противосолонь (против Солнца) братину с настоем девяти волховских трав, величая тако — кто словесами, а кто в безмолвии — Зимнюю Владычицу. Волхвы на зачин сего действа рекут слова вещие:
КАК ВО ПОЛЮШКЕ ДА ВО ЧИСТОМ КАК ВО ПОЛЮШКЕ ДА ВО ШИРОКОМ ТЕЧЕТ ЛЮТА РЕЧКА СМОРОДИНКА ВОДЫ В НЕЙ ЧЕРНЫ КАМНИ В НЕЙ БЕЛЫ ВОДЫ В НЕЙ ЖГУЧИ КАМНИ ГОРЮЧИ А ЗА РЕЧКОЮ ДА ЗА ТОЮ ЗА РЕЧКОЮ ДА ЗА СМОРОДИНКОЙ НА БЕРЕГУ НИ ТРАВ НИ ДЕРЕВ НЕ ВИДАТЬ НИ РЫКУ ЗВЕРИНОГО НИ СЛОВА ЧЕЛОВЕЧЬЕГО НЕ СЛЫХАТЬ ЛИШЬ КОСТОЧКИ БЕЛЫЕ ТАМ ВСЕ БЕЗ СЧЕТА ЛИШЬ ТЕНИ-НАВИИ СЕРЫЕ ТАМ ВСЕ БЕЗ ТЕЛА СЕ МОРЕНЫ ГРОЗНООКОЙ УДЕЛ УДЕЛ НЕ ЧЕЛОВЕЧИЙ НО ИНОЙ СЮДА ПРИШЛИ МЫ НОЩНОЮ ПОРОЙ ПО ВЕЛЕСОВОЙ ПО ДОРОГЕ ОБЕРЕГ НАС РОДНЫЕ БОГИ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
И далее:
АЙ ЖЕ ТЫ ЕСИ МАРА-МАТУШКА МАРА-МАТУШКА В НОЩИ ХОЗЯЮШКА ДОЗВОЛИ НАМ ТЯ ВЕЛИЧАТИ ДЕЙСТВОМ СПРАВНЫМ ТВОЙ ДЕНЬ ЗАЧАТИ ДЕНЬ ЗАЧАТИ ВЕЧОР ВСТРЕТИТИ ВЕЧОР ВСТРЕТИТИ В НОЩИ ПРИВЕТИТИ ДОЗВОЛИ НАМ ТЯ ПОЧИТАТИ НЕ РАСТОЧАТИ НО БЛАГА СБИРАТИ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
И далее:
МАРА-МАТУШКА МАРА ТЕМНАЯ ЧЕРНОВЬЮЖНАЯ БЕЛОСНЕЖНАЯ МЫ ПРИШЛИ ДО ТЯ В НОЩИ-ПОЛНОЩИ МЫ ВСТРЕЧАЕМ ТЯ ВЕЛИЧАЕМ ТЯ МАРА-МАТУШКА МАРА ТЕМНАЯ ЛУНОЛИКАЯ ВЕЛИЧАВАЯ ЛЕТО НА ЗИМУ ЗАПИРАЕШЬ ТЫ ПО РЕКАМ МОСТЫ ВЫМОЩАЕШЬ ТЫ СНЕЖНЫЕ КОВРЫ РАССТИЛАЕШЬ ТЫ ЖИТО НА ПОЛЯХ ТРАВЫ ДА ЦВЕТЫ СНЕЖНЫМ ПОЛОГОМ СОГРЕВАЕШЬ ТЫ ДА ОТ ХОЛОДА СБЕРЕГАЕШЬ ТЫ НА СЕМИ ХОЛМАХ НА СЕМИ ВЕТРАХ ДА ЗА РЕЧКОЮ ДА ЗА СМОРОДИНОЙ ГДЕ ЧЕРНЫМ-ЧЕРНО ОТ НОЩИ ЧЕРНОЙ ГДЕ БЕЛЫМ-БЕЛО ОТ ЗИМЫ СЕДОЙ ТО НЕ ЗВЕРЬ РЫЧИТ ПО-ЗВЕРИНОМУ ТО НЕ ЛЕС ШУМИТ ПО-ЛЕСИНОМУ ТО В НОЩИ ТВОЕЙ ДА ВО ПОЛНОЩИ ДУХИ ШАЛЫЕ ВСЮДУ ЧУДЯТСЯ ТЕНИ-НАВИИ ВСЮДУ ВИДЯТСЯ МАРА-МАТУШКА МАТИ ЧЕРНАЯ МЫ ВСТРЕЧАЕМ ТЯ ВЕЛИЧАЕМ ТЯ ТЫ УСЛЫШИ НАС ТЫ СНИДИ ДО НАС НЕ ОСТАВИ НАС СВОЕЙ МИЛОСТЬЮ КАК ТЫ ТРАВЫ ДА МУРАВЫ СБЕРЕГАЕШЬ БЕЛЫМ СНЕГОМ ОТ МОРОЗА СОГРЕВАЕШЬ ТАКО Ж НАС УКРОЙ МИЛОСТНОЙ РУКОЙ ОТ БОЛЕСТЕЙ ОТ ГОРЯ-ЗЛОСЧАСТИЯ ОТ ДУРНОГО ДА ЧЕРНОГО СЛОВА ОТ НЕПРАВОГО ДЕЛА ЛИХОГО ВЕЛИЧАИСЯ МАРА ТЕМНАЯ ЧЕРНОВЬЮЖНАЯ БЕЛОСНЕЖНАЯ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
Затем, по знаку жрецов, из Огня вынимаются тлеющие головни (обычно это заранее вложенные одним концом в Огонь палки в 2-3 локтя длиной), и волхвы ведут людей к полынье или к не замёрзшей болотной дрягве. Весь ход сопровождается воспеванием колослав и иных величаний, обращённых к Матушке Маре. Придя на место, люди кланяются Зимней Владычице до земли и тушат принесённые с собой головни в полынье, обращая Духовзор свой на Внутренний Огонь — Огонь Сердца
[5]. Волхвы рекут слова вещие:
АЙ ЖЕ ТЫ ЕСИ МАРА-МАТУШКА МАРА-МАТУШКА ЗИМЫ ХОЗЯЮШКА МЫ ПРИШЛИ К ТЕБЕ СО ПОКЛОНАМИ СО ПОКЛОНАМИ-ВЕЛИЧАНЬЯМИ С ВЕЛИЧАНЬЯМИ ПАЧЕ ЧАЯНЬЯ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА! АЙ ЖЕ ТЫ ЕСИ МАРА ЗИМНЯЯ МАРА ЗИМНЯЯ МАТЕРЬ ДРЕВНЯЯ ТЫ МЕРТВОЙ ВОДОЙ РЕШИ МАЯТУ РЕШИ МАЯТУ ВСЯКУ СУЕТУ А НЕ СОКРУШИ ДОЛЮ ЖИВОТУ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА! АЙ ЖЕ ТЫ ЕСИ МАРА ТЕМНАЯ ТАЙНОЛИКАЯ ПОТАЕННАЯ ИНО ОТСЕКИ СЕРПОМ ВЛЕСОВЫМ УБЕЛИ ПОЛЯ СНЕГОМ ТЫ СВОИМ ВО УДЕЛЕ СЕМ ТЫ УМИЛОСТИВИСЯ МАТЬ-ВЛАДЫЧИЦА ВОЗВЕЛИЧАЙСЯ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
Здесь же Маре приносят частные требы, опуская в полынью заранее приготовленные наузы (обычно это навязанные на ореховый либо ивовый прут узелки с особливыми пожеланиями), и просят Навью Владычицу унести по воде всё то, чему пришёл срок уйти из Яви в Навь. После чего все в безмолвии возвращаются к Огню.
7. Марин день: окрутная[6] мистерия
Окрутная (оборотная) мистерия обычно проводится в нощи, в узком кругу сведущих людей, и не терпит праздных глаз со стороны. По знаку волхвов, все участники проходят окруту, облачаясь в личины либо духов-навий, либо Священных Животных, своих Родовых Покровителей (например: Медведя, Тура, Оленя, Волка и других). Волхвы рекут слова вещие:
МАРУ ВЕЛИЧИМ ОКРУТНУ ОБЛИЧИЕМ В ПОЛНОЧИ-НОЧИ ЗРЯТ ИНО ОЧИ ПРИДИ ВЫСОКА ДА ЧЕРНООКА С ЛИКОМ-ЛУНОЮ НЕ СО БЕДОЮ СОБЕРИ В ЧАШУ ГОРЕСТИ НАШИ ОТ НАС УНОСИ КОСОЮ КОСИ ДАЖДИ ЗРЕТЬ ИНО НОЩНУЮ СИЛУ МАТИ ВЕЛИКА СТАНИ К НАМ ЛИКОМ! МАТИ ВЕЛИКА СТАНИ К НАМ ЛИКОМ! МАТИ ВЕЛИКА СТАНИ К НАМ ЛИКОМ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
Здесь же используются особливые окрутные заговоры, например:
ПОКРУЧУСЬ-ПОВЕРЧУСЬ ПРОТИВОСОЛОНЬ ОБРАЩУСЬ ЧЕРЕЗ ОСТРИЕ ЧЕРЕЗ КОРЕНЬЕ ОКРУЧУСЬ ВО ЗНАЕМО МНОЮ ЖЕЛАЕМО СО ВЕЛЕСОМ ВМЕСТЕ А ИНШЕГО НЕСТЕ! ГОЙ! Либо:
ПТИЦЫ ЛЕТУЧИ ЗВЕРИ РЫСКУЧИ КАМНИ СТОЯЧИ ЗМЕИ ПОЛЗУЧИ СИЛЫ ОКРУТНЫ СТА МНЕ ПОПУТНЫ ВЛЕСОВЫ РОГИ БЫСТРЫЕ НОГИ ВО ИНО ВОДИТЕ НАЗАД ВОРОТИТЕ! ГОЙ!
Либо заговоры, связанные непосредственно с Силой призываемого Зверя, например:
ВОЛЧИЙ КОРЕНЬ БУДЬ МНЕ ПОКОРЕН ВОЛЧЬЕ ЛЫКО МОЯ УЛЫБКА МАТИ-ВОЛЧИЦА БУДЬ МНЕ ЗАСТУПНИЦА! ГОЙ!
Затем под звуки бубна окрутники начинают соответствующий их личинам пляс, скорость коего постепенно вырастает. При этом сами участники обычно не остаются около Огня (в отличие от одного или нескольких жрецов, неотступно сторожащих Огонь на протяжении всего действа), но удаляются по одному в лес, скрываясь от посторонних глаз. Волхвы рекут слова вещие:
КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! ИНОВОЙ ЖИТЬЮ НЕИСТОЙ ПРЫТЬЮ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! ПОЛНОЙ МЕРОЙ КАЖДОМУ ПО ДЕЛУ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! МЛАДУ МЛАДЕНЮ СТАРУ СТАРЕНЮ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! КО БЛАГИМ ТИХА КО ИНЫМ ЛИХА КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! НЕДОЛЮ ИНЫМ ВОЗДАЙ ЗА ВИНЫ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! БЕЛОЮ КОСТЬЮ ПРАХОМ ПОГОСТЬЯ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! ЯВИСЯ ВО КРАСЕ А ИНЫМ ВО СТРАСЕ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! ОТВЕДЬ МОРЫ-ГЛАДЫ ДА ЛИХОРАДЫ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! НАС ОБЫДИ ОТ СЕГО ИЗЫДИ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! УНОСИ ГОРЕ ЗА ОКИЯН-МОРЕ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! МАТИ ВЕЛИКА ВО ВСЕХ ОБЛИКАХ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
Мистерия длится до тех пор, пока все её участники не почувствуют себя освободившимися от накопленной за минувший год душевной тяжести, «выбросив» её из себя наружу посредством обрядового оборотничества. Постепенно все собираются обратно к Огню, снимая вместе с личинами с себя окруту. Здесь же рекутся слова заговора:
ПО ВЕЛЕСОВОЙ ВОЛЕ ПО СВОЕЙ ДОЛЕ СТАНЬ [ИМЯРЕК] ОПЯТЬ ЧЕЛОВЕК! ГОЙ!
Ненужные личины, принимавшие в себя Силы Нави, бросаются в Огонь и сжигаются вместе с иными старыми, отжившими своё предметами, заготовленными заранее: старой обрядной утварью и одеждой, всевозможными наузами, отслужившими свой срок оберегами и т.п. Вкладывая оные вещи в Огонь, люди благодарят Богов за ниспосланные Ими Уроки, за все Их Дары, даже за такие, кои были связаны с телесной либо душевной болью, а тако же за те, коими не удалось (не хватило мудрости!..) воспользоваться в полной мере. Злобе же, ненависти, хуле и проклятьям нет места на сём действе!
8. Марин день: особливые радения
А се — избранные колославы для радений на Марину Сречу (Встречу Морены-Зимы):
ГОЙ-МА! МАРА-МА!
Либо:
МАРА МАРА ГОЙ ГОЙ! МАТИ МАТИ ГОЙ ГОЙ!
Либо:
МАРА-МА МАРА-МА! МАРА МАРА МАРА МА!
Для того, чтобы ввести себя в соответствующий окруте настрой, используют особый способ дыхания: дышат глубоко, но часто и быстро, без перерыва между вдохом и выдохом, легко вдыхая ярь (силу Жизни) и с усилием выдыхая накопившуюся в теле марь (силу Смерти)
[7]. Тако же совершают особый пляс — «ломание», и «прогуживают» священные слоги Мары: «МА», «МА-РА», «МО-РЕ» и другие.
9. Дары Смерти
Дары Мары суть Дары Смерти — потери и расставания. Умение достойно принять их — научает нас Мудрости, побуждает вспомнить, что мы пришли в мир Яви с пустыми руками и во срок свой с пустыми руками уйдём, чтобы продолжить своё Вечное Странствие в Неведомом... Снежинка, упавшая тебе на ладонь, живёт лишь краткий миг, прежде чем растает, обратясь каплей воды. Узришь ли ты за этот миг её КРАСОТУ?.. Прислушайся к ночной тишине. Слышишь лёгкий перезвон серебряных колокольцев Мары? Это — Дыхание Вечности, касание Смерти, растворённое в Бесконечности ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС... Гой, Черна Мати! Гой-Ма!
Слава Роду! [2003]
[1] Первоначально Православием называлось Русско-Славянское Родноверие. Быть православным означало словом и делом, правильно и праведно славить Правь — Извечные Законы Сварога, удерживающие в равновесии (в Ладу) Явь и Навь.[2] Согласно христианским верованиям, в возрасте трёх лет Дева Мария (чьё имя по-русски звучит почти как Мара), будущая христианская Богородица, была отдана родителями на воспитание в иерусалимский храм, где провела затем несколько лет.[3] См., напр., изд.: Влх. Велеслав. Обрядник. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2003.[4] Колославы — короткие славления, повторяемые при обрядовом воспевании многократно.[5] Огонь Сварожич — Старший Брат наш по Духу (ибо мы, как и Он — роду Сварожьего), потому тушим мы Его лишь в особых случаях — чтобы помочь Ему обновиться.[6] Окрута — оборотничество, в том числе обрядовое. [7] Подробнее о сём — см., напр., нашу книгу о дыхательных радениях: Влх. Велеслав. Пить из Реки Жизни. Книга Родосвета. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000.
Влх. Богумил Мурин Обряд дня Марина
1. Творить обрядиво надлежит во темени, ближе ко ночи, ибо то пора Мары-Мороки.
2. А идти во глухомань какую, где выискать для обряда древо, пред коим славить надлежит — елину вековую или осинину великую.
3. Костерок творить невелик, ибо света надо малость лишь.
4. У древа соорудить кут Навий, исполненный знамений Её, кои суть: главина мёртвая от человека или животины, горшок пустой перевёрнутый или черепие горшечное, чаша со угольем или прахом, нож и кожи кус.
5. Поклоняться Маре должно во Капи или во Образе узорошитом, или черепие коровьем, или ино.
6. Близ кута, у подножия древа, навострить «навиих костей» — прутов, и во снеги их воткнуть, как колие.
7. Во начало — о Маре что сказать, и о ходе обрядном, и о том, что кажен делать может и не может, и почто так.
8. Место то и люд весь очистить чураньями, а тако же и кругом заградить, опахав ли по снегам, просыпав ли угольем, насекши ли топорьем, или всё то кряду сотворив.
9. Положить зачин и затем речь до Мары словеса непраздные, прославляя Её и отваживая Её.
10. Речи же словеса, что на ум идут, или те, что уже изречены были прежде и рекутся ныне.
11. Бо почните, сестры, брате // Восславите Мару-Мати // Мара-Марена Велика // Не отврати Сваго лика // Яви явися до ныне // И очи Свои воздыме // Дажди лепоту и благо // Чтущим Тебя многовсяко // Пресвята, пречиста, чудна // В ночи, в пещерах, подспудно // Чтись моленьями людскими // Прийди за словами сими // Не худмя приди, а лепо // Возьме требу нашу крепку // В неге, в небе, всюду стати // Славься много, Мара-Мати!
12. Мара, Мара // Мара-Мати // Николи Тебя не знати // Мара-Мати // Худым звати // Смерти стати // Мимо гряди // Ходи, мори // На погорьи // Люд не трони // Оборони // Свята чара // Мати Мара!
13. Свята черна Матушка Мара // Со Сваго полнощного двора // На нас да возрадуйся // На нас да умилостивися // Прийдь да не с хворями // Прийдь да не с горями // Прийдь и честна и добра // Прийдь и блага и лепа // Сниди, красота черновласа // Твои брови — черны соболя // Твоё лице — млеко белое // Восславися мила да кротка // Восславися тиха да мягка // Ко нам снидь да требы примай // Требы примай да нас не замай // Славися, Мара нощная-полнощная // Западна-северна, годовая-зимняя!
14. Карься, Мара! Колотися, Мара! // Человечей житью, гробовою рытью // Полной мерой каждому отмери // Младу младеню, стару стареню // Благу — тиха, поконе живихом // Иншу — лиха воздай за гриха // Навьей костью, прахом погостья // Явися во красе али во страсе // Мора-глади, боли-лихоради // Люду не покини, Роду не отрини // Песком засевано, кругом обрывано // Нас обыди, от сего изыди // За черные мори, ледяные горы // Днесь прославима, лютость утолила!
15. Мара Маревна // Матушка гневна // Матушка Мара // Во Небеси стала // Мара Чернава // Шита, вита, брана // Мара Молода // Тёмная вода // Мара Хвороба // Земельна утроба // Мара Морока // Ходи от порога // Мара Хмуряна // Костями убрана // Мара ненастна // Ходи, да не часто // Мара румяна // Свята, окаянна // Мара Маранье // Встани на росстанье // Мара Недоля // До Тебя довольне!
16. Мара, Мара // Мати, Мати // Николи Тебя не знати // Сухи хворостья // Ходи до погостья // Мара люба // Ступа ступай // Наше люди не загуби // Люты холоды // Изведи невзгоды // Славься, Мати Мара // Днесе Твоя пора!
17. Ходи, води // Мара стужа // Ходи, води // Нас не недужи // Ходи, води // Мара Хвороба // Ходи, води // Несыта утроба // Ходи, води // В зиме сумеречной // Ходи, води // Да не суперечно // Ходи, води // Да на перепутьи // Ходи, води // А про нас забуди // Ходи, води // Всё без упокою // Ходи, води // От нас стороною!
18. Во требу Маре полагаемы: мясо сырое и мясо готовленное, сало, пиво, молоко и сытое, и кислое, хлеб и чёрен, и бел, и подгорелый, моркови и редьки.
19. Требой не обносить, но от всех собрати и, очистив, до Мары её вести. Не во огонь требу, а на костье насадить, а питья долу возлить, ко подножию древа.
20. Во огонь же покидать старые и порченные вещи тех, кто здесь, дабы погорели все невзгоды и хвори.
21. Запалить же от огнища ещё сук со тряпьём и им пред ликом Мариным провесть несколькожды, сии словеса при том возрекая раз за разом: «Маре-Матушке во честь да во славу, а нам Марой не поятыми быти, и да от хворей-невзгод очиститься!» А вслед, речи продолжая, пройти до каждого Родовича, что в обряде стоит, и провесть тем огнём близ лица и дланей его, також и себе содеяв прежде, абы спалить всяку недобрость. Сук же заворотить во огонь. Или иначе всё: запалить светоч и по ряду пустить, абы каждый сам над огнём руку подержал.
22. Во хвост обряду речь о Маре-Матушке сказания, о силушке Её, о деяниях, кому да в чём помогла, кого да как наказала.
23. А далее уж сами судите-рядите как делать — тихо обряд блюсти, во беседах и со думами, иль рядиться в саже сваляться, да игры в беса заводить, да колобродить со смехами многими.
24. Блага нам всем! Маре-Матушке — прославление!
Гой, Черна Мати! Гой-Ма!
Слава Роду!
0 comments