1 БЕРЕЗОЛА-МАРТА. ДЕНЬ МАРЕНЫ (НАВИЙ ДЕНЬ)
1 марта отмечается последний праздник Навьих Богов перед приходом Весны — День Мары Марены — Великой Богини Зимы и Смерти. Мара-Марена — могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея, сестра Живы и Лели. В славянской мифологии Марена (Марана, Морёна, Маржана, Маржёна) связывается с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя.
В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари - «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна.
Это последний праздник черных, Навьих Богов в зимнее время, перед самым приходом солнечной Весны. Люди провожают зиму и встречают солнечное Лето. Великая Мара-Марена – грозная и могучая Богиня, сестра Живы и Лели, жена Кощея. В ее руках, как и в руках ее сестры Живы, находятся все нити Судьбы и Жизни. Однако, если Жива старается продлить и укрепить эти нити, то Мара вынуждена следить за их окончанием. Богиня смерти играет очень важную роль в мировоззрении славян и существующих празднествах и ритуалах. Марена это олицетворение смерти. Но смерть не необратима, ведь на смену ночной тьме приходит свет дня, а за холодной зимой гряде весеннее тепло, место ушедших дедов займут их внуки.
Марена – воплощение судьбы, или «доли», то есть того неизбежного процесса, частью, которого должен стать каждый в этом мире. Без смерти не будет новых рождений. А одним из главных действующих лиц в этом круговороте жизни будет Марена – богиня смерти. Именно она, Мара-Марена обрезала нить человеческой судьбы. В её имени – протоарийский корень «mr», что можно прочитать как «мор». Буддийское божество Мара олицетворяет собой зло. Перерезая нить жизни, Мара-Марена дает человеку надежду на свое новое воплощение. И только бесстрашных Героев, отдавших свою жизнь за свой Род, за своих Богов и за свою Родину, Марена берет за руку, дарит свой бессмертный поцелуй и проводит в сверкающие чертоги волшебного Ирия.
В этот день люди чтят, славят и вспоминают Богиню, которая всех их когда-нибудь проведет за бездонную реку Смородину, по Калинову мосту, мимо страшного трехглавого Змея к воротам черной, холодной и неизвестной Нави. Туда, где находятся ее владения. Хозяйка Смерти и Нави, Зимы и Морозов — Богиня Марена в этот день отступает перед солнечной и ранней Весной. Она освобождает путь Светлому и Зореносному Яриле. В народе она была названа Кикиморой одноглазой. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму (Марену!) на вилы». Мареной также называли чучело (куклу, дерево, ветку), сжигаемое, разрываемое или потопляемое во время праздников проводов зимы, а также в ночь на Иванов день. Такая фигура могла воплощать уходящий отрезок времени — зиму (смерть), весну — или божество, связанное с плодородием, растительностью, соотносимое также с русалками и ведьмами. Древние авторы, говорящие о божествах славян, упоминали о Морене как Богине вроде Гекаты и Деметры (одновременно, смерть и плодородие).
Этот день — это праздник порогов, которые олицетворяет Калинов мост. Вспоминают и чтят в этот день богиню, что проведет народ к Калинову мосту. Владения Марены, согласно древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем. В этот день чтят Мару, как проводника душ в загробный мир.
Навий день или Вьюницы
Праздник воскрешения мертвых (вообще, с наступлением сухыя (березня), у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб). Народ приносит требы (исконно славянский термин, означающий богослужение, приношение, жертва, отправление таинства или священного обряда). Славяне, когда хоронили родичей — творили тризну, клали требу, совершали возлияния. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:
ПРИМИ ВСЕ-БОЖЕ
ТРЕБУ ВЕЛИКУ ОТ РОДА НАШЕГО
ТРЕБУ ЧЕСТНУ ОБИЛЬНУ
ТРЕБУ СЛАВНУ ВСЕСИЛЬНУ
[КАКО ПРЕДКИ НАШИ ДЕЯЛИ
КАКО НАМ ДЕЯТЬ ЗАПОВЕДАЛИ!]
ДА БУДЕ ЗЕМЛЕ НАШЕЙ БЛАГО!
ГОЙ! СЛАВА!
Требы славян – это пища, предметы обихода, но только те, которые сделаны своими руками. Из еды и питья – это: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги) и т.д. “Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед” . Требы каждому богу соответственно определены.
В этот день у славян день воскрешения мертвых, в который живые приносят жертвы, приглашают предков к столу и посещают их могилы. Жертвы во Вьюницы приносятся в воду, приговаривая просящие слова, чтобы вода донесла жертвы до предков. Также, в воду бросается скорлупа от яйца, чтобы она доплыла о Нави, и к Русальному Дню даже те мертвые, про которых все уже забыли, узнали о весне.
Вода-водица, Навья сестрица,
Мчишься ты по лесам, по корням,
Отнеси мою требу
Предкам к обеду.
Так же отмечали этот день кельты. Пеклись хлебы с солярной символикой. Друиды окрашивали яйца в алый цвет в честь солнца, используя для этого цветки дрока или корень морены. Это являлось символом циклического возрождения, так как из неодушевлённого яйца появлялось живое существо. Красные скорлупки бросали в реки, чтобы они доплыли когда-нибудь до берегов Блаженного острова, неся с собой весть о том, что солнце и сезон возрождения вернулись. Сам праздник начинался в полдень.
В ночь перед Навьим днем навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины. Существуют народные приметы, по которым можно определить, как поведет себя погода в ближайшее будущее:
если в день Мары-Марены, в полуденный час, Вы увидели Солнце, то ожидайте раннюю весну; если за окном метет метель, то ожидай метельную неделю; если в мороз вспотели оконницы и рамы — жди потепления; чем больше выпадает снега, тем лучше и богаче будет урожай хлеба; если на стекле вы увидели, что снежные растения поднимаются вверх, то ожидай продолжения морозов; если побеги «снежных» растений наклоняются вбок, то жди прихода оттепели.
Славление Маре:
Мара-Марушка, хозяюшка-матушка,
Дозволь ныне тя величати,
Не расточати, но собирати,
Приди к нам, тя чтущим,
Приди к нам, день твой блюдущим,
Приди к нам во нощи радеющим,
Приди дорогами белыми,
Приди зелёными елями,
Приди с вьюгами морозными,
Приди со слугами грозными,
Приди, мати, да не с горями,
Приди, мати, да не с хворями,
Приди, мати, блага да лепа,
Приди, мати, мягка да добра,
Приди, укрой Землю шубою белою,
Приди, сбереги в полях семя до времени,
По рекам мосты мости ледяные,
По берегам крепи возводи крутые,
Отрини хлады да мороки,
Отрини напрочь изжившее,
Отрини сглазы-притороки,
Худое яко не бывшее,
Отрини, не возврати,
От стара к нову веди!
Гой! Черна мати! Гой-ма!
1 comment