С 25 СТУЖЕНЯ-ДЕКАБРЯ ПО 6 СЕЧЕНЯ-ЯНВАРЯ. БОЛЬШИЕ ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ

22 января 2018


С 25 декабря по 6 января отмечаются Большие Велесовы Святки - двенадцать святых вечеров, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть светлых - светлое полуколо года, и другие шесть тёмных - тёмное полуколо). Святые вечера, длившиеся от кануна Коляды до Щедрого вечера (Щедрец) - с 25 декабря по 31 декабря, и Страшные (Ворожные) вечера, начинающиеся от дня Морока продолжавшиеся до Туриц - с 1 января по 6 января. Святочные вечера (особенно Страшные) считались в народе временем когда нечисть бесновалась.

Чародейное время, когда свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать тьму (как это было во времена когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Это пора поминовения предков-пращуров - навьих дедов, колядования, обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, широких народных гуляний и молодёжных посиделок.

Выпекают фигурки коров, быков, овец и домашних птиц. Выпеченных животных выставляют на окна для показа проходящим, а вечером их рассылают в подарок родным. Такое печево называется "козули" или "коровки" и применяется в особом обряде сохранения и приумножения богатства. А вот современные баранки - это сильно упрощенные обрядовые овечки или овны. Все эти животные обладают особой плодовитостью, и ритуальное их поедание представляет собой акт приобщения себя и всей своей семьи к тем силам и способностям, которые приписываются этим животным. Сделанные в этот день фигурки уже самим фактом своего существования должны влиять на будущее.

О сию пору совершается "кормление" Мороза (Зимний Лик Велеса) поминальной стравой - кутьёй (кашей, приготовленной из размоченных в воде пшеничных зёрен с добавлением сухих фруктов и мёда) - тако же связано с почитанием предков.

Ряженые в обличьях выходцев из Нави (в образе Навьих Дедов) и личинами животных обходили дома, пели пожелания блага на грядущий год и получали за это подарки. Обязательные атрибуты - венечек, которым выметается все недоброе, и два мешочка с солью и зерном, чтобы пожелать благополучия и счастья всей семье. Нередко ряженые приходили с полным лукошком зерна или хмеля и «рассевали» жито по избе. Это означало принести в дом довольство и сытость. Хозяин одаривал колядующих.

Тако же колядовщики использовали вертепы - специальные двухярусные ящики, внутри которых с помощью деревянных или тряпичных кукол разыгрывались сценки, посвящённые празднованию Коляды.

Колядовщиков одаривали специально испечёнными "козулями", "коровками", пирогами, фруктами и деньгами. Для сбора подарков среди колядовщиков были механоши, то есть люди, которые носили глубокий мешок с подарками. Иногда жадные хозяева прогоняли непрошенных гостей. Тогда для них колядовщики пели специальные корильные колядки или "колядки-проклятица", в которых хозяевам сулились различные угрозы: "уведём корову за рога", "в дом чертей, а в огород червей". Колядовщики всегда носили с собой один особо важный атрибут - "Солнце" с лучами на шесте, как символ рождения нового Солнца.

На Святки было принято рядиться, то есть надевать на себя диковинные, необычные костюмы и маски (личины). Прежде всего это были костюмы и маски животных: медведя, быка, лошади, гуся, козы, журавля, лисы, а также сказочных и мифологических существ: кикиморы, лешего, домового, водяного. Так же люди одевались в старика со старухой (стариком рядилась девушка, а старухой парень), солдата, доктора, барина и слугу. Каждый костюм каждая маска были традиционны, то есть их смысл и значение передавались из поколения в поколения. С каждой маской были связаны определённые действия и тексты - присказки. Считается, что если нарядиться и скрыть себя под личиной, то нечистая сила не узнает и не причинит зла.

Катание с горы на санках тоже имело магическое значение, считалось - у того, кто дальше всех спустится с горы в новом году будут долговолокнистые стебли льна и урожай будет хороший.

Святочные же гадания возникли ещё в глубокой древности, когда человек считал, что можно узнать будущее, заглянув в прошлое, или узнать свою судьбу по разным приметам. Хотя для большинства людей гадание стало шуткой, игрой, одной из праздничных забав, тем не менее многие относились к этому очень серьёзно. Существуют различные способы гадания: гадание башмачком, гадание снегом, гадание под окном, гадание на курицах, гадание воском, подблюдные гадания и гадания на вещах. К гаданиям прибегали, в основном, молодые девушки, которые хотели узнать свою дальнейшую судьбу, а хозяева семейств гадали на урожай, на приплод скота. Считается, что самое "верное" гадание происходит на Коляду или на Турицы.

Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи.

Увлекательный мир давних традиций славянского народа – это ключ к пониманию окружающего мира и своего внутреннего я. По народному мировоззрению, человек был неотделим от природы. Выработанные и отшлифованные веками обычаи, традиции и обряды помогали человеку стать творцом своей жизни, в гармоничном единстве с земной природой и космосом.

Каждый раз, когда вы прикасаетесь к очищенному от наносов наследию предков, вы понимаете, в какой гармонии с природой жили древние славяне – все славянские праздники были естественными и опирались на природные законы. Уходили и приходили правители, приходили носители другой веры – а все же! Встречайте праздники по Солнцу!

Поделиться: