Дерево и трава в Купальском обряде

21 июня 2016

Целесообразным было бы заметить, что не всегда в центре Купальского обряда находилось колесо, могли быть и другие символы, о которых необходимо также сказать. Таким символом является дерево, используемое для главенствующего персонажа жителями тех мест, где широко встречаются лиственные деревья, в частности береза, также может быть использована и осина, что встречается крайне редко, однако имеет место в отдельных населенных пунктах.

Поскольку дерево корнями уходит в землю, а его ветви устремлены к небу, оно, как и сам человек, является отражением «сущности двух миров» и посредником между «верхом и низом».
Вообще дерево обожествлялось славянами всегда, варьировалось лишь название. Чаще других использовалась береза. В мифологии - это священное дерево, известное как древо чистоты, безгрешности. При помощи березовых веток изгоняли злых духов, ведьм и другую нечистую силу.
Целесообразным было бы заметить, что не всегда в центре Купальского обряда находилось колесо, могли быть и другие символы, о которых необходимо также сказать.

Таким символом является дерево, используемое для главенствующего персонажа жителями тех мест, где широко встречаются лиственные деревья, в частности береза, также может быть использована и осина, что встречается крайне редко, однако имеет место в отдельных населенных пунктах.
Поскольку дерево корнями уходит в землю, а его ветви устремлены к небу, оно, как и сам человек, является отражением «сущности двух миров» и посредником между «верхом и низом».
Вообще дерево обожествлялось славянами всегда, варьировалось лишь название. Чаще других использовалась береза. В мифологии - это священное дерево, известное как древо чистоты, безгрешности. При помощи березовых веток изгоняли злых духов, ведьм и другую нечистую силу.
В христианской иконографии дерево является символом богоугодной жизни, и его прохождение через годовой цикл указывает на жизнь, смерть и воскресение, а неплодородие или умершее дерево, напротив, - на грешника.
В христианской символике дерево - это чистая душа, глубоко верующая, чистая, безгрешная, стоящая корнями в царстве небесном.
Как мы видим, значения христианской и народной символики тождественны, а значит и неслучайно и включение березы в обряд. Находясь в самом центре обряда, она как подтверждает главную очистительную функцию обряда.
Папоротник - фантастический цветок, который особенно интересовал кладоискателей. Ведь по народным поверьям, именно этот цветок в ночь на Ивана Купалу имел свойство находить клады. На Руси его еще называли «семицвет».
Еще известен он под именем Перунов цвет. Существует поверье, что он когда он расцветает, то вокруг разливается такой яркий свет, как само солнце, отсюда и название цветка.
Также можно добыть этот цветок накануне Иванова дня.
Много существует названий у папоротника - это и плакун - трава, разрыв трава, расковник, перунов цвет, перелет - трава, чертополох, одолень - трава, прострел - трава и т.д. Как бы не назвался этот цветок в какой-либо местности, он всегда призван был для одной цели - прогонять злые силы, очищать помещение от нечистого духа.

Никольская Т.М. Семиотические аспекты Купальского обряда.

Поделиться: